Минтруд намерен сроднить два закона о взносах на соцстрахование

| статьи | печать

В начале сентября Минтруд России опубликовал на своем сайте текст законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которым предлагается внести существенные изменения в порядок исчисления и уплаты так называемых страховых взносов на травматизм. До 6 октября у всех желающих есть возможность направить в министерство свои замечания по данному законопроекту.

Законопроект

Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) появился существенно раньше своего более глобального собрата — Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФФОМС» (далее — Закон № 212-ФЗ). Многие нормы Закона № 125-ФЗ остались в, мягко говоря, зачаточном состоянии, например, в нем до сих пор нет четкого порядка обжалования решений и действий (бездействий) органов ФСС и их должностных лиц, принятых по итогам проверки отчетности страхователей. В то время как Закон № 212- ФЗ, принятый в 2009 г. и ознаменовавший кардинальный переход от ЕСН к обязательному социальному страхованию, такие (и не только) моменты регулирует намного подробнее. Поэтому именно он долгое время служит ориентиром при разрешении споров между страхователями и органами ФСС по поводу исчисления и уплаты взносов на травматизм (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 20.06.2012 № Ф09-4846/12 и Московского округа от 21.05.2012 по делу № А40-12200/11-144-121). Представляется, что именно этими причинами, а также толкованием норм Закона № 125-ФЗ со стороны Конституционного суда РФ (определения от 05.02.2009 № 290-О-П, от 03.10.2006 № 407-О) и объясняется стремление Минтруда России внести столь масштабные изменения в законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Все взносы будут платить одновременно

За достаточно скромным названием предложенного законопроекта на самом деле скрываются существенные поправки в действующий Закон № 125-ФЗ. Общая тенденция вполне ожидаема — чиновники стремятся привести порядок исчисления и уплаты взносов на травматизм в соответствие с аналогичным порядком для обычных взносов в ФСС, который установлен Законом № 212-ФЗ. Например, согласно законопроекту, именно на основании Закона № 212-ФЗ предлагается определять:

  • расчетный и отчетный периоды;
  • даты осуществления выплат и иных вознаграждений;
  • порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями;
  • порядок внесения изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • порядок обжалования решений, действий и бездействия органов ФСС России и их должностных лиц и т.д.

Сроки уплаты страховых взносов на травматизм Минтруд России также предлагает установить по аналогии с положениями Закона № 212-ФЗ. Согласно ныне действующей редакции Закона № 125- ФЗ такие взносы страхователи уплачивают раз в месяц в день выдачи зарплаты, а взносы в пользу внештатников — в срок, установленный страховщиком (п. 4 ст. 22). В законопроекте предложено установить единый срок — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем начисления страховых взносов. Аналогичное положение закреплено в Законе № 212-ФЗ в отношении взносов на обязательное социальное страхование на случай нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2 ч. 9 ст. 15).

Штрафы за несдачу отчетности станут гуманнее

Еще одним важным изменением, которое направлено на «сближение» Законов № 125-ФЗ и № 212- ФЗ, является корректировка размеров ответственности за несвоевременное представление (непредставление) отчетности по начисленным и уплаченным взносам по форме 4-ФСС.

В действующей редакции Закона № 125-ФЗ размер такой ответственности дифференцирован в зависимости от длительности правонарушения. Если просрочка составляет 180 календарных дней или меньше, то штраф рассчитывается исходя из 5% от суммы взносов, подлежащих уплате по данной отчетности за каждый полный или неполный месяц, но не более 30% и не менее 100 руб. При просрочке свыше 180 дней размер среднестатистического штрафа увеличивается до 10% за каждый месяц просрочки, плюс 30% от всей суммы к уплате независимо от длительности правонарушения. Минимальный штраф равен 100 руб. (ст. 19).

Законопроектом предлагается сделать размеры ответственности аналогичными установленным в Законе № 212-ФЗ, независимо от длительности непредставления отчетности (п. 1 ст. 46) в размере 5% от суммы подлежащих уплате взносов, но не более 30% и не менее 1000 руб. В этом есть существенный плюс для страхователей — помимо отмены крупного штрафа за длительную задержку со сдачей отчетности, расчет штрафа орган ФСС сможет производить исходя из суммы взносов к уплате за последний квартал, а не за весь расчетный период нарастающим итогом, как порой делают проверяющие.

Также предлагается ввести ответственность в виде штрафа в размере 200 руб. за непредставление страхователем в орган ФСС документов, представлять которые такие лица обязаны в силу требований закона.

Привлечение к ответственности страхователя будет осуществляться в порядке, предусмотренном в Законе № 212-ФЗ.

Кроме того, законопроектом пре-дусмотрено введение в Закон № 125- ФЗ порядка списания безнадежных к взысканию долгов по взносам, пеням и штрафам.

Гражданам-страхователям предоставят больше времени для регистрации

Минтруд России хочет скорректировать и сроки постановки на учет страхователей в органах ФСС России.

Для страхователей-компаний уточнят срок постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, имеющего отдельные баланс и расчетный счет. Его будут исчислять в календарных днях, в соответствии с действующей редакцией ст. 6 Закона № 125-ФЗ компания должна встать на учет в течение 30 дней (каких именно, не сказано) с момента создания такого подразделения. Срок постановки на учет в качестве страхователя для физических лиц — работодателей или заказчиков по гражданско-правовым договорам предлагается изменить: увеличить его с десяти до 30 дней, также календарных.

Законопроектом предусмотрены сроки снятия с регистрационного учета в качестве плательщиков взносов на травматизм компаний по месту нахождения обособленных подразделений, а также страхователей — физических лиц. Они повторяют сроки, установленные в п. 21 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 № 959н «О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям.

Кроме того, предлагается внести в Закон № 125-ФЗ положение о том, что при поступлении в орган ФСС сведений из регистрирующего органа о ликвидации компании-страхователя страховщик снимает страхователя с учета в течение пяти дней. Какие дни имеются в виду — рабочие или календарные, в законопроекте не сказано.

Закон приведут в соответствие с правовой позицией КС РФ

Законопроект вносит изменения в понятие «профессиональное заболевание», дополнив перечень последствий такого заболевания смертью застрахованного лица. Сейчас в него входят два последствия — временная или стойкая утрата трудоспособности (абз. 11 ст. 3 Закона № 125-ФЗ). По всей видимости, данные изменения связаны с позицией Конституционного суда РФ, выраженной в Определении от 05.02.2009 № 290-О-П. В нем суд указал на недопустимость отказа в выплате страхового обеспечения иждивенцам застрахованного лица, если такое лицо имело профзаболевание, приведшее к смерти.

В законопроекте большое внимание уделено правовому статусу лиц, имеющих право на получение пособия после смерти застрахованного лица. Например, предлагается внести в Закон № 125-ФЗ конкретный перечень нетрудоспособных лиц, которые могут признаваться состоявшими на иждивении умершего застрахованного лица, а следовательно, имеющими право на получение ежемесячных выплат. Также в нем сформулирован перечень прав и обязанностей лиц, которые имеют право на получение обеспечения по страхованию в случае смерти застрахованного лица. В том числе их право обжаловать решения, действия (бездействие) должностных лиц и органов ФСС в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (глава 21).

Взносы в пользу внештатников нужно будет платить, если есть оговорка в контракте

Будет скорректирован и понятийный аппарат Закона № 125-ФЗ. Например, действующая редакция закона к заработку застрахованного лица относит все виды выплат по основному месту работы или совместительству в пользу застрахованного лица, которые выплачиваются по трудовым и гражданско-правовым договорам и относятся к выплатам, включаемым в базу (перечень таких выплат установлен в ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ).

В проекте также предусмотрены дополнительные требования к заработку: выплаты по гражданско-правовому договору Минтруд России планирует включать в базу для начисления взносов на травматизм только в случае, когда в договоре прямо сказано об обязанности страхователя перечислять такие страховые взносы с причитающихся гражданину выплат. Правда, назвать эту поправку революционной нельзя, поскольку в другой статье Закона № 125-ФЗ к перечню застрахованных лиц отнесены лишь граждане, выполняющие работы по гражданско-правовому договору с условием об их обязательном страховании от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве (п. 1 ст. 5). Так что это изменение носит скорее технический характер. Стоит отметить, что такой оговорки об обязательном условии в гражданско-правовом договоре с внештатником в Законе № 212-ФЗ нет.

Если вред здоровью причинен при исполнении обязательств подрядчиком или исполнителем по договору, который не предусматривает перечисления взносов на травматизм, то возмещение вреда производится в соответствии с положениями гражданского законодательства.

Новый законопроект не спасет от двойных штрафов

К сожалению, предложенный Минтрудом России законопроект не решил одну из наиболее острых проблем — назначение двойного штрафа страхователям за несвоевременное представление (непредставление) отчетности по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и по взносам на травматизм. Дело в том, что обе отчетности содержатся в виде отдельных таблиц в единой форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 216н. В результате получается, про при нарушении сроков представления отчетности страхователю назначают не один, а сразу два штрафа. Правильность такой практики подтверждали и ФСС России (письмо от 22.03.2010 № 02-03-10/08-2328), и Минздравсоцразвития России (письмо от 22.02.2011 № 507-19).

Органы ФСС РФ смогут передумать после перечисления суммы страхового обеспечения

Предлагаемая Минтрудом России редакция ст. 22.2 Закона № 125-ФЗ регулирует обязанности банков по поводу уплаты страховых взносов и перечисления ежемесячных страховых выплат.

Так, в этой статье сказано, что банк обязан вернуть страховщику суммы обеспечения по страхованию со счетов застрахованного лица или лиц, которые получают такое обеспечение после его смерти (если эти суммы еще не выплачены) при поступлении из органа страховщика соответствующего требования с указанием на ошибочность зачисления таких средств.

Причем о том, каким образом орган ФСС России должен будет подтвердить ошибку, в законопроекте ничего не сказано. Как не сказано, впрочем, и о том, что при немотивированном требовании ФСС России банк вправе не исполнять его. Если же денежные средства на момент поступления требования органа ФСС России уже переведены на другой счет, то банк обязан сообщить реквизиты такого счета.

В законопроекте особо оговорено, что за осуществление расчетных операций по поручениям страхователя или страховщика взимать комиссию банк не вправе.