Правоустанавливающие документы на землю, выданные до 1998 г., хотят проверять на легитимность

| статьи | печать

В настоящий момент в Комитете Госдумы по земельным отношениям и строительству на рассмотрении находится законопроект, которым предусмотрена конкретизация перечня правоустанавливающих документов на землю, если права на нее были получены гражданами и юридическими лицами до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Законопроект № 142332-6

Сейчас в силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» документы (государственные акты, свидетельства и иные документы), удостоверяющие права на землю и выданные гражданам и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют ту же юридическую силу, что и записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. А регистрация прав в соответствии с законодательством осуществляется по желанию владельцев таких документов.

Однако, по мнению разработчика законопроекта — депутата Вячеслава Мархаева, этот пункт не предполагает наличия у Росреестра права проверять полномочия органов власти на издание подобных документов, как и проверять соответствие таких документов действующему в момент их оформления законодательству. В результате в процессе применения данной нормы на практике возникали некоторые проблемы. Например, в Республике Бурятия органы Росреестра регистрировали права на земельные участки на основании документов, выданных с нарушениями действующего в момент их издания законодательства.

В связи с этим формулировку п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ предлагается уточнить, а именно — приравнять к записи в реестре прав только те документы, которые были изданы органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции и в порядке, установленном действовавшим в месте и в момент издания такого документа законодательством.

Поддержит ли комитет эту инициативу, пока сказать трудно. Хотя, на наш взгляд, данное дополнение бессмысленно. Ведь существует ст. 13 Федерального закона от 21.07.97 № 122- ФЗ, в соответствии с которой государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

  • прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
  • правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
  • установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
  • внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
  • совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Это значит, что у Росреестра есть соответствующие полномочия.