Логистика переживает подъем, но заняться ею становится все сложнее

| статьи | печать

Рынок логистических услуг в России относительно молодой и в то же время один из наиболее динамично развивающихся. Конечно, кризис не обошел его стороной, но похоже, что логистические компании от него уже вполне оправились. Об этом говорят как рост заполняемости складов, так и рост ставок.

По оценкам партнера компании «Агиплан Консэо» Сержа Риве, на крупных складах класса А остается не более 1,5% пустующих площадей. «В России с 1990-х гг. очень низкий процент незанятых площадей, — говорит эксперт. — В докризисные годы — около 1%, а перед самым кризисом даже 0,5%. И лишь во время кризиса пустовало до 15% площадей, чего раньше никогда не было. Сейчас вернулись к 1,5%. Для сравнения: в Европе до кризиса было около 6%. И хотя в России ожидают в этом году почти рекордный ввод складской недвижимости, сопоставимый с максимальным по данному показателю 2007 г., мест все еще не хватает».

Все это позволяет логистическим операторам постепенно повышать стоимость своих услуг и не размениваться на мелкие заказы в ожидании наиболее выгодного контракта. При должных масштабах компании и хорошей репутации такая стратегия вполне оправданна.

Развитие рынка складской недвижимости обусловлено в первую очередь тем, что ретейл и производство товаров народного потребления наиболее быстро оправились после кризиса и сейчас вновь на подъеме.

Впрочем, конкурировать за получение наиболее выгодных контрактов здесь достаточно сложно. На данном рынке справедлив принцип Парето: 20% наиболее крупных логистических компаний забирают до 80% всех прибыльных заказов. Мало кто может конкурировать с монстрами вроде FM Logistic — безусловным лидером по портфолио клиентов — или Itella (бывшая российская компания НЛК), имеющей в активе наибольшую площадь складов.

Еще одно ограничение связано с тем, что наиболее выгодные заказы размещают, как правило, иностранные сетевые бренды, такие как Aushan, BILLA и другие. Данные компании отдают предпочтение иностранным логистическим компаниям, зарекомендовавшим себя на европейском рынке.

Многие крупные зарубежные компании уже приходят на рынок со своими операторами. Они ориентированы и дальше обслуживаться в первую очередь, используя логистику своих европейских или международных партнеров. Получая при этом гарантированное качество, к которому они привыкли в Европе. Правда, у российских компаний появляется возможность участвовать в этом процессе, обеспечивая отдельные функции: транспортировку, хранение, обработку. При этом российские операторы не стоят на месте, а развиваются вместе с потребностями рынка, и этому во многом способствует конкуренция со стороны зарубежных компаний.

Российским компаниям действительно есть куда развиваться. Логистика в нашей стране замыкается на нескольких крупных логистических центрах: Москва, Санкт-Петербург, несколько городов на юге России, Урале и в Сибири. В основном это коммуникация между собой городов-миллионников, с максимальным потреблением продуктов. Западные логисты работают по отлаженной схеме: они заходят в ключевые пункты и вся их работа строится на курсировании между ними. В глубинку они не идут. В Европе иная ситуация: расстояния между городами небольшие, хорошо налажена инфраструктура. Наши компании не могут конкурировать наравне с европейскими на их территории: там высокая конкуренция и годами сложившийся рынок, который давно поделен и где каждый знает свое место. Благо что на национальном рынке пока есть куда развиваться.

К примеру, есть хорошие предпосылки для развития логи­стического бизнеса в сфере интернет-торговли. Несмотря на то что оборачиваемость у компаний, торгующих в Интернете, достаточно высокая, определенный объем товара они вынуждены хранить на складах, и это хорошая возможность для заработка логистических операторов. Перспективным направлением эксперты также считают сферу хранения и транспортировки охлажденной продукции. Пока безусловный лидер в сфере холодной логистики на российском рынке бельгийская компания Univeg — любимец ретейлеров, как иностранных, так и отечественных. Но это настолько явный успех, что они не могут долго оставаться единственными в этом сегменте. Есть информация, что сразу несколько международных компаний рассматривают его в качестве своего стратегического развития в России.

Преимущество имеют компании, предлагающие более глубокую обработку товара. Для нестандартных заказов это большой плюс, которым уже может похвастаться ряд российских компаний. Рынок осваивают такие компании, как «АЛИДИ», «20А», «Бецема» и др. Их еще нельзя отнести к большим игрокам, но они уже создают сильную конкуренцию гигантам, участвуя во многих тендерах.

Впрочем, новых компаний сейчас появляется много меньше, чем до кризиса, когда этот сегмент всем казался очень лакомым. Без имени на этом рынке трудно найти первых клиентов, он становится более профессиональным. На первый план выходит именно необходимость продемонстрировать свою компетентность и доказать лидерство в определенном сегменте.

К слову сказать, оценить масштабы бизнеса лого-операторов подчас крайне сложная задача. В отличие от тех же ретейлеров, держащих свои показатели на виду, логисты не склонны распространяться о заключенных сделках или объемах прибыли. В этом, по мнению директора департамента индустриальной и складской недвижимости и земли «Knight Frank, Россия и СНГ» Вячеслава Холопова, есть свои причины: «Логистический рынок России характерен тем, что у нас срок контракта около одного года. Даже двух-, трехлетние контракты — исключение, тем более партнерские контракты лет на семь, таких практически нет. Поэтому любой клиент, который находится у того или другого оператора, может являться потенциальной мишенью конкурента. Если вы посмотрите, в прессе вы не встретите упоминания о сделках логистических операторов, о том, что они кого-то взяли в работу, что у них новый контракт на ближайший год. Это практически не публикуемая информация. Обороты же на этом рынке очень высокие. Логистические операторы по-прежнему ежегодно берут на себя 20% всего объема поглощений складских площадей на этом рынке. До кризиса этот показатель был еще выше — до 40—50% рынка. Сейчас они продолжают активно развиваться, арендуя где-то по 50 000 кв. м в год».

Впрочем, эксперты отмечают и негативные тенденции. Среди них — снижение качества обслуживания и обработки клиентов. К чему, по мнению руководителя отдела 3PL (логистические услуги) Knight Frank Руслана Готожева, можно отнести нарушение сроков поставок и снижение качества операций. Причем этим, по мнению эксперта, грешат как российские, так и западные компании. С оговоркой, что к крупным западным логистическим операторам это относится в меньшей степени, чем к отечественным, особенно развивающимся компаниям. Все это происходит на фоне роста цен на услуги, не подкрепленного должным экономическим обоснованием. Но наибольшая негативная тенденция, которая характерна именно для современного российского рынка, по мнению Р. Готожева, заключается в том, что клиенты, которые многие годы отдавали свой груз на аутсорсинг, уходят от контрактной логистики и сами становятся арендаторами, покупают склады, организуют транспортные поставки. «Тем самым они укрупняются за счет непрофильных активов, а качественно заниматься всем — производить, торговать и логистикой заниматься — не получается», — считает эксперт.

комментарий

Как повлияет вступление России в ВТО на структуру рынка логистики

Светлана Домнина, председатель Совета Гильдии логистических операторов Московской торгово-промышленной палаты

Сегодня однозначно ответить сложно, однако можно сделать некоторые прогнозы. Развитие логистики связано со спросом на услуги. В связи с тем, что объемы продаж в США и Европе практически прекратили расти, либерализация торговли позволит активизировать торговлю за счет огромного потенциала России. По оценкам американских экспертов, в случае снятия взаимных торговых барьеров объем экспорта в ближайшие пять лет может увеличиться вдвое и составить 18 млрд долл. Это, конечно, позитивно отразится и на логистическом рынке.

Но есть и другая сторона либерализации — усиление конкуренции со стороны иностранных логистических компаний. Логистический сектор России во многом отстает от своих зарубежных коллег.

Вступление нашей страны в ВТО предполагает открытие рынка услуг, в том числе логистических. Условия вступления предусматривают переходный период примерно пять лет, в течение которых должны быть сняты существующие ограничения. За это время компании должны привести свои активы и организацию работы в соответствие с международными стандартами. Особенно в уязвимом положении оказываются предприятия малого и среднего бизнеса, а именно они представляют значительную долю логистического сектора. В настоящее время лишь 6% компаний разработали стратегии адаптации к работе в новых условиях.

Ключевые показатели рынка складской недвижимости по регионам России

Регион

Общий объем качественных складских площадей на конец I квартала 2012 г. (класс А и В), тыс. кв. м

Численность населения в 2010 г., тыс. чел.*

Оборот розничной торговли в 2010 г., млрд руб.**

Объем качественных складских площадей на 1 млрд руб. оборота розничной торговли, тыс. кв. м/млрд руб.

Средние арендные ставки в классе А, долл./кв. м/год (triple net)

Москва

6628

17315,7

3421,5

1,94

130—140

Санкт-Петербург

1960

6229,9

747

2,62

115—120

Екатеринбург

480

4393,8

553,2

0,87

100—110

Новосибирск

445

2649,9

278,4

1,60

105—115

Казань

290

3778,5

393,9

0,74

80—90

Нижний Новгород

225

3323,6

310,3

0,73

95—105

Самара

220

3170,1

388,5

0,57

95—105

Ростов-на-Дону

210

4229,5

396,7

0,53

110—115

Воронеж

143

2261,6

168,7

0,85

н/д

Челябинск

107

3508,4

348,3

0,31

60—99 (класс В)

Уфа

75

4066

458,9

0,16

80

Краснодар

70,5

5160,7

552,4

0,13

100

Пермь

68,5

2635,8

316,1

0,22

100—105

Красноярск

50

2893,9

279,2

0,18

н/д

Волгоград

35

2589,9

201,7

0,17

н/д

Владивосток

28

1982

164,6

0,17

н/д

Источники: Росстат, Knight Frank Research, 2012

* Численность населения субъекта Федерации, в котором расположен город (для Москвы — с учетом Московской области, для Санкт-Петербурга — Ленинградской области).

** Оборот розничной торговли для субъекта Федерации, в котором расположен город (для Москвы — с учетом Московской области, для Санкт- Петербурга — с учетом Ленинградской области).