На демографию денег не нашлось

| статьи | печать

Редкий случай — практически все члены Кабинета министров остались довольны проектом бюджета на следующий год, который представил правительству Алексей Кудрин. Завидное единодушие объясняется значительным ростом расходов бюджета, который дал возможность удовлетворить запросы основных отраслевых лоббистов. Из всех важнейших для страны проблем не хватило денег только на исправление демографической ситуации.

Главной отличительной особенностью бюджета 2006 г. стало существенное увеличение государственных расходов по сравнению с прошлым периодом — с 3047,6 до 4270,1 млрд руб. Правительство даже отказалось от объявленного ранее курса на снижение доли бюджетных расходов в структуре ВВП. В следующем году они составят 17,5% против16,3 в 2005 г.

Силовиков услышали

Большая доля ассигнований (668,3 млрд руб.) придется на оборону, рост здесь составит 26%. На национальную безопасность предполагается затратить 540 млрд руб., то есть больше на 35%,чем в этом году. Таким образом, расходы на военные нужды занимают в бюджете 15,7%, на правоохранительные органы — 12,6. А в целом эти затраты составляют около 5% ВВП.

На содержание, собственно, Вооруженных Сил приходится 499 млн руб., что на 23,5% выше прошлого периода. При этом денежное довольствие самих военнослужащих увеличится лишь на 15%, что перекроет инфляцию и соответствует предполагаемым темпам роста реальных денежных доходов населения.

Впервые за много лет руководители силовых ведомств остались довольны размерами государственного финансирования. Общее мнение выразил глава МВД Рашид Нургалиев: «Нас наконец-то услышали». По финансированию и спрос. Будем надеяться, что за признанием министров последуют реальная отдача и повышение безопасности населения.

Диверсификация без детализации

Высокими темпами —33% — растут ассигнования на развитие инфраструктуры. Общая сумма финансирования здесь равняется337 млрд руб., или 1,4% ВВП. Впервые в бюджете отдельно выделяются средства Инвестиционного фонда в объеме 69,7 млрд руб.

Рост государственных расходов на восстановление инфраструктуры и поддержку различных отраслей отечественной экономики внушает определенный оптимизм. Но, к сожалению, у Минэкономразвития до сих пор нет полной ясности по такой важной проблеме, как диверсификация экономики, то есть конкретным путям развития машиностроения и других высокотехнологичных отраслей.

Правда, на заседании правительства, на котором рассматривался бюджет и прогноз социально-экономического развития на следующий год, Герман Греф пообещал, что к октябрю его ведомство подготовит соответствующую программу. В ней, по словам министра, будут детализированы мероприятия, направленные на диверсификацию экономики, ее перевод на рельсы интенсивного развития.

Сбережение народа

Среди социальных расходов самыми высокими темпами будут расти ассигнования на здравоохранение —70%. Их объем составит 145,6 млрд руб.

Солидные суммы предусмотрены в следующем году на образование — 206 млрд руб., здесь рост будет 32%. Высокие темпы увеличения расходов на социальные нужды, безусловно, могли бы послужить поводом для радости, если бы не низкая отправная точка для этого роста. Но даже эти вложения в социальную сферу недостаточны для исправления тяжелейшей демографической ситуации, сложившейся в стране. По оценкам МЭРТ, в ближайшей перспективе среднегодовая численность населения России будет убывать на 0,6 млн человек. В тоже время в бюджете даже не предусмотрены деньги на компенсацию процентов по ипотечным кредитам.

Единовременные пособия, которые получают молодые матери при рождении детей, и дальнейшие ежемесячные выплаты настолько малы, что не покрывают даже десятой доли затрат на содержание ребенка.

Лишь в первом квартале следующего года Минэкономразвития внесет на рассмотрение правительства проект уточненной концепции демографического развития страны. Стоит ли откладывать эту проблему еще на год? Ведь без сбережения народа все остальные цели утрачивают свой смысл.

Плохих расходов не бывает

В целом же структура бюджета изменилась по сравнению с 2005 г. немного. Ассигнования на социальные нужды остались на уровне 14%, доля расходов на оборону и безопасность понизилась на 2 пункта и составила 28%. Государственная поддержка различных отраслей равняется 7,9 %, межбюджетные трансферты для поддержки регионов займут 33,4% против 31 в этом году. Это особенно важно в связи с передачей полномочий в регионы.

Любой бюджет, безусловно, представляет собой компромиссный документ, не стал исключением и главный финансовый план на следующий год. По сути, он отражает, с одной стороны, расклад политических сил, сложившийся за последние годы, с другой— является попыткой более эффективно использовать громадные ресурсы, накопленные в стране.

Рост бюджетных расходов может и должен оказать позитивное воздействие на социально-экономическое развитие. Плохих расходов не бывает. Успех будет зависеть от способностей чиновников и законодателей правильно определить цели и четко контролировать бюджетные средства на всех этапах их использования. Премьер-министр обещал спросить со своих подчиненных за каждый рубль.

Цифры и факты

Федеральный бюджет на 2006 г. рассчитан исходя из следующих параметров:

24 380 млрд руб. — объем ВВП (105,8% к уровню 2005 г.),

107—108,5% — индекс потребительских цен,

40 дол./баррель — средний уровень мировых цен на нефть марки «Юралс».

Расходы федерального бюджета на 2005—2006 гг. (проект)


2005 год

2006 год

млн рублей

удельный вес в ВВП

млн рублей

удельный вес в ВВП

Общегосударственные вопросы

460 410,6

2,5

647 274,1

2,7

Национальная оборона

531 139,2

2,8

668 321,1

2,7

Национальная безопасность

398 889,5

2,1

540 053,1

2,2

Национальная экономика

242 134,3

1,3

337 348,7

1,4

ЖКХ

8636,2

0,0

31 627,5

0,1

Охрана окружающей среды

4630,0

0,0

6335,2

0,0

Образование

155 338,0

0,8

206 017,5

0,8

Культура

39 173,1

0,2

50 448,1

0,2

Здравоохранение и спорт

85 672,2

0,5

145 645,3

0,6

Социальная политика

167 360,9

0,9

209 896,9

0,9

Межбюджетные трансферты

954 545,2

5,1

1 427 147,4

5,9

Всего

3 047 929,3

16,3

4 270 114,7

17,5