Работа с ККТ: блицответы от ФНС России

| статьи | печать

У налоговиков уже становится традицией ежегодно подготавливать разъяснения по вопросам применения организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ. В прошлом году на эту тему было выпущено письмо ФНС России от 10.06.2011 № АС-4-2/9303@ (подробный комментарий к нему см. в «БП», 2011, № 27). В этом году налоговые органы также не обошли эту тематику и издали письмо от 10.09.2012 № АС-4-2/14961@. Мы расскажем о семи самых интересных ситуациях, рассмотренных налоговиками.

Сразу скажем, что разъяснения, выпущенные ФНС России очень ценны для организаций, и индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что налоговые органы на местах именно ими будут руководствоваться в своей работе.

Срок службы ККТ: ориентация на амортизацию

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — компании), прежде чем покупать для своей работы ККТ, должны заглянуть в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (Госреестр) и посмотреть, значится ли там выбранная модель кассы. Дело в том, что компании при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт обязаны применять только ту контрольно-кассовую технику, которая включена в Госреестр. Такое требование содержится в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон № 54-ФЗ).

Перечень ККТ, включенной в Госреестр, постоянно меняется. Например, в 2011 г. в него было внесено 13 поправок. Одни модели из этого списка исключаются, другие, наоборот, включаются.

Возникает вопрос: можно ли использовать кассовую технику, которая была исключена из Госреестра? Налоговые органы при решении этого вопроса рекомендуют ориентироваться на нормативный срок амортизации ККТ. Напомним, что кассовая техника включена в четвертую амортизационную группу, для которой срок полезного использования составляет свыше пяти лет до семи лет включительно (постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1).

Если модель ранее применявшейся кассы исключена из Госреестра, то компания может ею спокойно продолжать пользоваться до окончания нормативного срока ее амортизации (п. 5 ст. 3 Закона № 54-ФЗ). Но после этого работать на такой кассе уже будет нельзя. Налоговики самостоятельно снимут кассу с регистрации, если она исключена из Госреестра и по ней истек нормативный срок амортизации. Такое право налоговикам дает п. 19 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее — Положение № 470).

Но на практике может возникнуть и обратная ситуация: модель кассы не исключена из Госреестра, но по ней истек нормативный срок ее эксплуатации. Можно пользоваться такой кассой? Можно, отвечают налоговики. Свою позицию фискалы обосновывают тем, что дейст­вующее законодательство не предусматривает возможности снятии с регистрации такой кассовой техники налоговыми органами в одностороннем порядке. Заметим, что аналогичной точки зрения придерживается и Минфин России (письмо от 16.03.2012 № 03-01-15/2-56).

Проблемы применения БСО

Действующее законодательство разрешает компании при оказании услуг населению не применять ККТ, а вместо кассового чека выдавать бланк строгой отчетности (БСО). Такое право компаниям дает п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.

Но не для всех видов деятельности утверждены бланки строгой отчетности. Поэтому компании, оказывающие услуги, по которым не утверждены бланки строгой отчетности, могут сами разработать БСО и применять их в своей работе. С таким подходом согласны и налоговые органы (письмо ФНС России от 10.06.2011 № АС-4-2/9303@).

Однако в этом случае компании сталкиваются с массой проблем. Некоторые из них и рассмотрели налоговики.

Какая печать подойдет для БСО?

Напечатать самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности можно в типографии. При этом документ должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 3 Положения о порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение № 359). Так, в БСО нужно указать должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции, и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя).

Некоторые компании, желая упростить себе работу, передают в типографию образец БСО, в котором изначально проставлена печать. Соответственно на выходе они получают бланки с печатью, которая нанесена на документ типографским способом.

Однако такой документ будет недействительным. Об этом предупреждают налоговики. Дело в том, что оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах. Об этом говорится в п. 3.25 ГОСТ Р 6.30—2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Поэтому работник компании, ответственный за оформление и выдачу клиентам БСО, обязан заверять печатью свою личную подпись в каждом конкретном случае при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Таким образом, нанесение печати типографским способом на бланк строгой отчетности не допускается. Такой документ, как мы уже сказали, проверяющие могут признать недействительным. В этом случае компанию ожидают негативные последствия. Раз БСО будет признан недействительным, то получается, что компания его не выдавала. А за это предусмотрен административный штраф по ст. 14.5 КоАП РФ.

Обратите внимание: печать в обязательном порядке должна быть у организации. Индивидуальные предприниматели могут ею и не обзаводиться. Но, как было отмечено выше, Положение № 359 требует и от предпринимателей заверять БСО своей печатью. Если бизнесмен не поставит на этот документ печать, то налоговики могут расценить это как невыдачу БСО со всеми вытекающими последствиями. С таким подходом согласны и в Минфине России (письмо от 02.03.2009 № 03-01-15/2-69).

Отметим, что суды считают, что привлечь компанию к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ можно только в том случае, если бланк строгой отчетности не был выдан вовсе. Если же клиент получил его на руки, пусть и оформленным с какими-либо нарушениями, оштрафовать в такой ситуации компанию нельзя (постановление ФАС Поволжского округа от 10.11.2010 № А65-8979/2010).

Можно ли использовать компьютер?

Еще один наболевший вопрос: вправе ли компания формировать бланки строгой отчетности с помощью компьютера? Конкретного ответа на этот вопрос в действующем законодательстве нет. В пункте 4 Положения № 359 лишь сказано, что БСО можно формировать с использованием автоматизированных систем. При этом они должны соответствовать определенным требованиям. Они перечислены в п. 11 Положения № 359. Во-первых, автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицироваться, фиксировать и сохранять все операции с БСО в течение не менее пяти лет. Во-вторых, при выпуске документа должен сохраняться уникальный номер и серия бланка.

Как видим, из приведенных выше норм абсолютно непонятно, можно ли компьютер считать автоматизированной системой. С этим вопросом неоднократно разбирался Минфин России. Так, в письме от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303 финансисты указали, что соответствие автоматизированной системы, формирующей БСО, требованиям Положения № 359 должно подтверждаться технической документацией. При этом по своим параметрам функционирования такие системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к ККТ. А в письме от 07.11.2008 № 03-01-15/11-353 специалисты финансового ведомства прямо сказали, что простой компьютер для формирования БСО использовать нельзя. Такая точка зрения объясняется тем, что в Положении № 359 речь идет не о печатающем устройстве, а о системе, обеспечивающей защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что соответствует требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике в этой части.

Именно эти разъяснения привели налоговики в рассматриваемом письме. Поэтому можно сделать вывод, что налоговые органы также не разрешают компаниям формировать БСО с помощью компьютера.

Заметим, что и суды указывают на то, что законодательство не допускает изготовления бланка строгой отчетности на компьютере и принтере, поскольку такое изготовление не будет отвечать требованиям, установленным к автоматизированным системам. Однако штрафа по ст. 14.5 КоАП РФ при выдаче клиентам БСО с использованием компьютера не будет (постановление ФАС Поволжского округа от 10.11.2010 № А65-8979/2010).

Срок для хранения контрольной ленты

По общему правилу компании обязаны хранить бумажную контрольную ленту в течение пяти лет с даты ее формирования. Об этом говорится в п. 14 Положения № 470. А распространяется ли это правило на те компании, которые используют в ККТ электронные контрольные ленты защищенные (ЭКЛЗ)? И нужно ли в этом случае вообще распечатывать в бумажном виде контрольные ленты?

Налоговые органы считают, что и при использовании ЭКЛЗ компании должны распечатывать контрольные ленты и хранить их в течение пяти лет. Такая позиция обосновывается следующим образом.

Контрольно-кассовая техника с ЭКЛЗ может формировать ряд отчетов, в том числе и контрольную ленту по смене (п. 4.4.1 Методических указаний по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах, утвержденных Протоколом заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 25.06.2002 № 4/69-2002, далее — Методические указания). Отчетные документы распечатываются контрольно-кассовой техникой на чековой ленте или вкладном бланке в стандартном формате, регламентированном техническими требованиями к ККТ (п. 4.5.1 Методических указаний). То есть и в случае использования кассы с ЭКЛЗ контрольная лента должна распечатываться на бумажном носителе и соответственно храниться не менее пяти лет.

Своя специфика: сельпо, такси и турпутевка

Безусловно, общие вопросы применения ККТ волнуют каждую компанию. Но все же для каждой организации или ИП больший интерес вызывают проблемы, связанные с использование кассовой техники при осуществлении конкретных видов деятельности. Налоговики в разъяснениях затронули и такие вопросы.

На такси, да с ККТ или БСО

Если компании, оказывающие услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, определяют плату за пользование такси на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени поездки, то в этом случае такси должно быть оборудовано таксометром. Такое требование содержится в подп. «д» п. 1 ч. 16 ст. 9 Федерального закона № 69-ФЗ.

А можно ли соединить два в одном? То есть встроить в таксометр и кассовый аппарат. Да, возможно. Еще в 1995 г. Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовой технике утвердила технические требования к электронным ККТ, встроенным в таксометры (протокол № 9/25-95 от 27.12.95). Однако на практике пользоваться таким оборудованием и соответственно избежать штрафных санкций за неприменение ККТ было опасно. Дело в том, что долгое время модели такой кассовой техники не были включены в Госреестр. Но сейчас, как заверяют в своих разъяснениях налоговики, проблема решена. Такие модели ККТ в Госреестре есть.

Обратите внимание: компании, предоставляющие услуги по перевозке пассажиров легковым автотранспортом, могут и не применять ККТ, а рассчитываться с клиентами с помощью БСО. Ведь такой вид услуги включен в ОКУН по коду 021545. При этом бланк строгой отчетности должен содержать реквизиты, установленные в приложении 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от 14.02.2009). Об этом говорится в п. 5.1. Положения № 359. В бланке строгой отчетности должно быть указано:

  • наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;
  • наименование фрахтовщика;
  • дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;
  • стоимость пользования легковым такси;
  • фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

Продажа алкоголя в сельской местности

По общему правилу компании, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в сельских поселениях, должны иметь ККТ, если иное не установлено федеральным законом (п. 6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ). Такое требование вступило в силу с 1 июля 2012 г. (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ).

Исключения из этого правила можно найти в Законе № 54-ФЗ.

Если компания применяет ЕНВД, она может вместо чека ККТ выдавать по требованию покупателя документ, подтверждающий прием денежных средств за товар (п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Такой документ должен выдаваться в момент оплаты товара и содержать перечисленные в указанной норме реквизиты.

Если же компании продают алкогольную продукцию и находятся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), то они могут не только работать без ККТ, но и не выдавать документы, подтверждающие оплату товара. Такое право им дает абз. 16 п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Главное, чтобы местонахождение магазина было включено в соответствующий перечень, утвержденный органом государственной власти субъекта РФ.

Турпутевка заменит БСО

Как мы уже говорили, законодательство допускает возможность при оказании услуг населению не применять ККТ, а выдавать БСО. Это правило распространяется и на компании, которые оказывают населению туристские услуги, так как этот вид деятельности включен в ОКУН по коду 061000.

Но здесь возникает вопрос: можно ли приравнять к БСО туристскую путевку, которую выдает компания своим клиентам при покупке туристского продукта? Налоговые органы считают это возможным. Аргументация следующая.

Покупатель обязан оплатить общую цену туристского продукта в порядке и в сроки, прописанные в договоре о реализации туристского продукта (п. 16 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452). При этом расчеты могут производиться как за наличный, так и за безналичный расчет. Общая цена поездки указывается в туристской путевке. Форма этого документа утверждена приказом Минфина России от 09.07.2007 № 60н. Поэтому туристская путевка является документом, подтверждающим прием наличных денежных средств.