Монополизм в количестве и качестве

| статьи | печать

О том, что законопроект о защите конкуренции носит ведомственный характер, «ЭЖ» уже писала (см. №39). Однако на очередном обсуждении проекта, прошедшем в Центре стратегических разработок, выяснилось, что эксперты, проводившие его общественный мониторинг, нашли в нем не только отрицательные черты.

К таковым можно отнести установление единых норм защиты конкуренции на товарных рынках и в сфере финансовых услуг. В число органов, действия которых оцениваются с точки зрения влияния на конкуренцию, входит даже Банк России.

В документе расширены понятие «хозяйствующий субъект» (в него включены не только некоммерческие, но и саморегулируемые организации), а также перечень ситуаций, при которых хозяйствующим субъектам запрещается заключать соглашения или проводить согласованные действия. К их числу относятся: навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора, необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, сокращение или прекращение производства изделий при имеющемся спросе, создание препятствий доступу на рынок.

В отдельной статье уточнены требования к порядку проведения торгов федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Федерации, местными администрациями.

Одна из новелл вводит понятие государственной и муниципальной помощи. При этом ее предоставление возможно только с предварительного письменного разрешения антимонопольного органа. Он разрешает оказывать государственную или муниципальную помощь, если это не препятствует добросовестной конкуренции и имеет целью защиту окружающей среды, производство сельскохозяйственной продукции, развитие культуры и т. п.

Одновременно ФАС подготовила изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, усиливающие ответственность за нарушения антимонопольного законодательства. За злоупотребление доминирующим положением на рынке или картельный сговор предполагается штраф, исчисляемый в процентах от годового оборота компании нарушителя (соответственно 2 и 4%).

Некоторые эксперты, проводившие независимый мониторинг законопроекта, убеждены, что одних количественных показателей доминирующего положения хозяйствующих субъектов недостаточно. Учитывая изворотливость крупных компаний, нужны также качественные критерии для оценки ситуации на рынке и выявления монополистов. Во многих случаях только с их помощью, по мнению д. э. н. Андрея Шаститко, можно будет принимать решение о наличии каких-либо злоупотреблений.

Принимавший участие в работе семинара партнер юридической компании «Фрешфилдс Брукхаус Дерингер» Алекс Потер отметил, что существование скрытых экономических взаимосвязей между компаниями означает коллективное доминирование на рынке. В европейском законодательстве есть ряд качественных критериев, которые дают возможность доказать такое явление.

Наталья Фонарева, эксперт общественного совета по техническому регулированию, выразила удивление тем, что из законопроекта «выпала» норма, запрещающая демпинговые цены. Она отметила необходимость включения в документ понятия группового злоупотребления монопольным положением, а также четкого определения недобросовестной конкуренции.

В противном случае сохраняется опасность, что монополии по-прежнему будут уходить от ответственности за неоправданно высокие цены на бензин, а потребители— расплачиваться за «ошибки» законодателей.