Искам ФНС дан зеленый свет

| статьи | печать

Налоговики могут обращаться в суд с исками о признании сделок недействительными. Такова позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенная в Постановлении от 15.03.2005 № 13885/04.

Данное Постановление ставит точку в давнем споре о том, имеют ли право налоговые органы требовать признания сделки недействительной.

Поводом для этого стало рассмотрение надзорной жалобы Инспекции МНСРФ по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа, которая обратилась в арбитражный суд с иском к ОАО «Лянторское автотранспортное предприятие» о признании недействительными двух договоров купли-продажи детских игрушек.

Суд первой инстанции прекратил производство по делу, заключив, что налоговые органы не могут требовать признания сделок недействительными, так как это право не предоставлено им ст. 31 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 09.07.99 № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ»).

Но проиграв дело в первой инстанции, налоговики смогли доказать свою правоту Президиуму ВАС, который отменил решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и направил дело на новое рассмотрение, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Полномочия налоговых органов определены не только в ст. 31НК РФ, но и в ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах РФ» (далее — Закон о налоговых органах). Абзац третий п. 11 этой статьи предоставляет работникам налоговых инспекций право предъявлять в суды и арбитражные суды иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

Закон о налоговых органах продолжает действовать и после вступления в силу НК РФ, так как он не вошел в перечень актов, утративших силу (ст. 2 и 7 Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ»). О том, что названный Закон является действующим, свидетельствуют и внесенные в него с 1999 по 2004 год многочисленные поправки.

Из этого Президиум ВАС сделал вывод, что налоговые органы могут подавать иски о признании сделок недействительными в тех случаях, когда это необходимо для выполнения возложенных на них задач.

Конституционный Суд согласен с ВАС

Аналогичное мнение уже высказывал Конституционный Суд РФ в Определении от 25.07.2001 № 138-О «О разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 12.10.98 по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ». В нем судьи КС указали, что «в случае непоступления в бюджет соответствующих средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам», как это предусмотрено п. 11 ст. 7 Закона о налоговых органах.

Но компаниям, дела которых рассматривались арбитражными судами, зачастую удавалось доказать, что в данном деле с учетом конкретной ситуации Определение от 25.07.2001 № 138-О неприменимо (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.06.2004 № А56-27771/03, Постановление ФАС Уральского округа от 27.11.2002№ Ф09-2891/02-ГК).

Что ждет налогоплательщиков

Позиция Президиума ВАС, поддержавшего конституционных судей, отразится на деятельности как арбитражных судов, так и налогоплательщиков. Ведь подача исков о признании сделок недействительными для налогового органа является не только правом, но и обязанностью.

Например, при выявлении притворной или мнимой сделки, заключенной с целью уклонения от налогов, инспекция ФНС обязана, во-первых, доначислить неуплаченные налоги, а во-вторых, потребовать признания сделки недействительной.

В зависимости от того, по какому основанию сделка будет признана недействительной, будут различаться последствия для налогоплательщика. В частности, лицо, заключившее мнимую или притворную сделку, обязано возвратить контрагенту все полученное по ней. А если цель сделки была признана противной основам правопорядка и нравственности, то ее сторонам (при наличии у них умысла) придется передать все полученное по сделке в доход государства.