Очерчен круг возможностей уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

| статьи | печать

Работа по подготовке закона, обеспечивающего работу главного защитника прав предпринимателей, шла в течение нескольких месяцев. Основные дискуссии касались объема его прав. Судя по тому, что правительство внесло проект закона в Госдуму, консенсус достигнут.

Законопроект № 185348-6

Согласно тексту законопроекта главный защитник будет рассматривать жалобы субъектов предпринимательской деятельности на ненормативные правовые акты, решения или действия (бездействие) органов власти, местного самоуправления, должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

В ходе рассмотрения жалобы уполномоченный по защите прав предпринимателей вправе:

  • запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;
  • беспрепятственно посещать органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • в целях защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 159, 160, 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской дея­тельности, а также ст. 171—172, 173.1—174.1, 176—178, 180, 181, 183, 185–185.4, 190–199.2 УК РФ, без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых обвиняемых, а также учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы;
  • принимать при письменном согласии заявителя участие в выездной проверке субъектов предпринимательской деятельности, проводимой в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
  • выносить предписания по приос­тановлению ненормативных актов органов местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный будет обязан выполнить одно или несколько из следующих действий:

  • разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав, в том числе форм и способов их защиты;
  • передать жалобу органу власти, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится ее разрешение по существу;
  • направить в адрес органа власти, органа местного самоуправления или должностного лица, в решении или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием конкретных мер, необходимых для восстановления их прав и соблюдения законных интересов;
  • обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов власти, органов местного самоуп­равления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
  • обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности, в случае письменного согласия указанных лиц;
  • обратиться в органы власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, с предложением о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности.

Отметим, что не каждая поданная жалоба будет рассматриваться. Уполномоченный вправе и отказать в принятии ее к рассмотрению, например, если текст жалобы не поддается прочтению или в ней не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) и почтовый или электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ.

Все остальные возможности касаются нормотворческой деятельности. Уполномоченный вправе направлять предложения о принятии нормативных правовых актов (внесении изменений в них или признании их утратившими силу), относящихся к сфере его деятельности. Направлять Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ), актов органа исполнительной власти субъекта РФ.

Или направлять в адрес высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ) предложения об отмене или приостановлении действия решений органов исполнительной власти субъекта РФ (если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта РФ).

Кроме того, он вправе давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, являющиеся обязательными для рассмотрения органами власти и органами местного самоуправления. В свою очередь органы власти и органы местного самоуправления обязаны будут уведомить уполномоченного о результатах рассмотрения такого заключения в срок, не превышающий 30 дней со дня получения соответствующего заключения.