С нового года каждый пассажир подорожает на 2 млн рублей

| статьи | печать

Меньше чем через две недели в России заработает новый вид обязательного страхования. В действие вступит Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Минфин России в связи с этим должен получить дополнительные полномочия, касающиеся установления требований к размеру компенсационного фонда, порядка его формирования и использования, а также ежегодного мониторинга обоснованности страховых тарифов, применяемых в ОСГОП. Собранные сведения и выводы, сделанные на их основе, ведомство в соответствии с проектом постановления, который обсуждался в прошлый четверг на заседании Правительства РФ, будет обязано довести до сведения общественности при помощи средств массовой информации и Интернета.

Под действие закона попадают все перевозчики, исключая легковое такси, при поездке в котором пассажира защищает полис ОСАГО. В настоящее время максимальный размер выплат по возмещению ущерба, нанесенного жизни или здоровью пассажира, составляет в ОСАГО 160 000 руб. Скорее всего, Минфин в ближайшее время проведет через Госдуму уже одобренные правительством поправки, повышающие лимит по данному виду выплат до 500 000 руб., однако в этом случае пассажиры такси все-таки будут «стоить» в четыре раза дешевле пассажиров других видов транспорта.

Напомним, согласно Федеральному закону от 14.06.2012 № 67-ФЗ метрополитен не обязан страховать свою ответственность перед пассажирами в обязательном порядке, однако обязан в случае причинения ущерба пассажиру возместить его в тех же объемах, как если бы возмещение осуществлялось в рамках ОСГОП.

При обращении за выплатой стоит учесть, что согласно п. 5 ст. 3 данного Закона «дети, которые следуют вместе с пассажиром и жизни или здоровью которых при перевозке причинен вред, также признаются потерпевшими независимо от того, признаются ли они пассажирами».

Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами и кодексами, а также ст. 31 Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ, где говорится:

«До дня вступления в силу федеральных законов, регулирующих отношения в области перевозок внеуличным транспортом (за исключением метрополитена):

1) к понятиям „перевозка“ и „пассажир“ для целей настоящего Федерального закона применяются по аналогии положения Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ „Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ о перевозках пассажиров в прямом железнодорожном сообщении;

2) моментами начала и окончания перевозки для целей настоящего Федерального закона считаются моменты входа пассажира в вагон и выхода пассажира из вагона соответственно».

В метро, согласно ст. 25 данного закона, моментами начала и окончания перевозки для целей возмещения ущерба по аналогии с ОСГОП считаются «моменты входа пассажира в вагон и выхода пассажира из вагона соответственно».

Вред, причиненный пассажиру в период нахождения на территории метрополитена, но вне вагона (например, на эскалаторе), возмещается в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», если ущерб был причинен аварией на опасном объекте (эскалатор сломался). В иных случаях ущерб возмещается по правилам главы 59 Гражданского кодекса РФ.

В России метро имеется в семи городах — это Москва (дата открытия первой станции — 15 мая 1935 г.), Санкт-Петербург (15 ноября 1955 г.), Нижний Новгород (19 ноября 1985 г.), Новосибирск (7 января 1986 г.), Самара (26 декабря 1987 г.), Екатеринбург (27 апреля 1991 г.) и Казань (27 августа 2005 г.). При этом только в Москве и Санкт-Петербурге метрополитен играет решающую роль в транспортировке горожан.

Так, согласно официальным данным московского метрополитена, за первые 11 месяцев 2012 г. этот перевозчик перевез 2,239 млрд пассажиров. Это на 3,7% больше, чем за аналогичный период 2011 г. (2,1598 млрд пассажиров). В общем объеме перевозок граждан в столице на долю метро приходится 56%.

Метро является зоной повышенной опасности. Так, этим летом в ночь с 27 на 28 июня молодой мужчина выпал из вагона в тоннель прямо в момент движения поезда из-за внезапно открывшихся дверей, по свидетельству очевидцев. Его тело было найдено на следующий день между станциями «Красные ворота» и «Комсомольская», относящимися к Сокольнической линии. О каких-либо выплатах, произошедших в связи с данным случаем, не сообщалось. С 1 января 2013 г. в подобных случаях выплата со стороны метрополитена семье погибшего не может быть ниже 2,025 млн руб.

Страховщики предполагают, что увеличение «стоимости» пассажиров, а также наглядная таблица соотношений возможных ущербов жизни или здоровью и полагающейся за них компенсаций увеличат обращаемость пострадавших при перевозках граждан за выплатами. В настоящее время за выплатами по ущербу жизни и здоровью обращается мизерная часть потерпевших — так, в ОСАГО объем обращений за выплатами «по здоровью» составляет 1,5—2% от общего числа заявлений.

к сведению

В соответствии с приложением к Правилам расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего, утвержденным Правительством РФ 15 ноября 2012 г., нормативы для определения суммы страхового возмещения, а также для определения суммы компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью пассажира при перевозке, включают 11 подразделов:

1) кости черепа. Нервная система;

2) органы зрения;

3) органы слуха;

4) дыхательная система;

5) сердечно-сосудистая система;

6) органы пищеварения;

7) мочевыделительная и половая системы;

8) мягкие ткани;

9) опорно-двигательный аппарат;

10) осложнения;

11) отравления.

В таблице, которую можно посмотреть целиком по адресу: http://asn-news.ru/uploads/mediacontent/docs/news/Pravit-Post-1164-vyplaty-zdorovie.pdf , размер выплат увязан с характером и степенью полученных пассажиром травм. Так,

  • за перелом наружной пластинки свода, костей лицевого черепа, травматическое расхождение шва потерпевшему полагается 5% от максимальной выплаты в 2 млн руб.;
  • сотрясение головного мозга при непрерывном лечении общей продолжительностью не менее десяти дней амбулаторного лечения в сочетании или без сочетания со стационарным лечением — 3%;
  • проникающее ранение, контузию глазного яблока, сопровождавшуюся разрывом оболочек, ожог III (II—III) степени, ожог глазного яблока (при повреждении одного глаза) — 10%;
  • посттравматическое снижение слуха одного уха, установленное аудиометрически по истечении трех месяцев после травмы, не менее чем на 50 дБ на частотах 500—4000 Гц — 5%;
  • за перелом 1—2 ребер костного отдела (в том числе в сочетании с хрящом) — 4%;
  • полное удаление легких в связи с полученной при перевозке травмой — 60%;
  • потерю челюсти — 50%;
  • травматическое повреждение пищевода, желудка, кишечника, поджелудочной железы, печени, желчного пузыря, селезенки при повреждении 1 или 2 органов, потребовавшем стационарного и амбулаторного непрерывного лечения в течение не менее 14 дней — 5%.

Стоит отметить, что потерпевшим дается право повторного обращения к страховщику для пересчета выплат в случае, если травма имела долговременные последствия. Так, например, если травматическое повреждение пищевода, желудка, кишечника, поджелудочной железы, печени, желчного пузыря или селезенки вызвало спаечную болезнь, в том числе оперированную, размер выплат повышается до 25%, а при выявлении свища — до 40%.