Как строить коридор

| статьи | печать

Мир столкнулся и с экономическим кризисом, и с серьезными социальными, культурными и геополитическими вызовами.

После разрушения Берлинской стены, а с ней и биполярной системы, мир несколько лет жил с иллюзией, что однополярная модель с доминированием экономической и военной силы США останется надолго. Но финансовый кризис в самих Штатах поразил весь остальной мир и развеял иллюзию. Реальное состояние еврозоны и появление БРИКС свидетельствуют, что многополярная система стала неизбежностью мирового развития. Любые попытки остановить этот процесс спровоцируют продление финансового и экономического кризиса в так называемом постиндустриальном мире, что вызовет рост глобальной политической и военной нестабильности.

Все говорит, что мы вступаем в не менее опасную, чем прежде, фазу глобального кризиса. Всего три факта.

Первый. Условная сумма внебиржевых деривативов перевалила в 2011 г. за 708 трлн долл. США. До краха Lehman Brothers она составляла 656 трлн долл.

Второй. Всего четыре американских банка контролируют 96% всех внебиржевых активов, размещенных в США. Четыре года назад было 80%.

Третий. За последние четыре года госдолг в прогрессивном секторе экономики в среднем вырос с 80 до 100% национальных ВВП, а международная торговля, аграрное и промышленное производство существенно сократились.

Прогресс возможен лишь при условии, что прозябающая в нищете большая часть жителей планеты сможет участвовать в глобальном развитии, разделив его плоды и общественные блага в виде лучших стандартов жизни, рабочих мест, здравоохранения, образования и культуры. Такое развитие достижимо при осуществлении новой научно-технологической революции и появления новых, современных форм разделения и организации труда. И одним из «локомотивов», способных «толкать» или «тянуть», кому как нравится, прорывные идеи и технологии, является предложенный русскими коллегами проект Трансевразийского коридора развития («ЭЖ», 2012, № 45). Нужные шаги по его реализации вижу в следующем:

  • мудрые стратеги и профессиональные практики на основе командной работы создают глобальный план, разделенный на несколько этапов;
  • привлекаются новые команды для подготовки перечня материалов, необходимых на разных этапах выполнения проекта;
  • на первом этапе необходимо сформулировать и принять способ финансовой оценки инвестиций, для чего потребуется решить вопрос о денежном инструменте — евро, долларе, рубле, юане или иной валюте;
  • на основе расчета кредитов на год и на более долгий срок государства и компании, вовлеченные в проект, смогут определить квоты участия и разместить активы в фонде Трансевразийского коридора;
  • фонд Трансевразийского коридора выпускает проектные облигации, номинальная стоимость которых может быть выражена в новой валюте на основе корзины валютных единиц, установленной странами-участницами. И валюту развития следует рассматривать как набор критериев и параметром измерения, а не просто как валютную единицу вроде доллара или евро, рубля или юаня.

Предлагаемые меры не обязательно должны следовать друг за другом в указанном здесь порядке. Иногда можно применять их одновременно, а порой раздельно и на разных этапах.