Проекты региональных и муниципальных НПА будут проходить ОРВ на законных основаниях

| статьи | печать

В Госдуму внесен законопроект, подготовленный правительством во исполнение поручения Президента РФ (Указ от 07.05.2012 № 601) и закрепляющий обязательность оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в отношении проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также экспертизу действующих региональных и муниципальных нормативных правовых актов.

Законопроект № 194839-6

Правительство в целях закрепления процедуры ОРВ для нормативных инициатив региональных и муниципальных властей и экспертизы действующих актов предлагает внести дополнения сразу в два Федеральных закона — «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Напомним, что в настоящий момент ОРВ осуществляется в отношении проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Целью ОРВ является выявление в проектах НПА положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов у субъектов предпринимательской деятельности.

Разработанный правительством законопроект предлагает закрепить следующий механизм проведения ОРВ на региональном и муниципальном уровнях.

Региональные и муниципальные власти будут сами определять, в каком порядке проводить процедуру ОРВ и экспертизу действующих НПА, то есть законопроект делегирует им это право. Для региональных НПА и их проектов соответствующие порядки должны будут закрепляться нормативными правовыми актами субъектов РФ, а для муниципальных НПА и их проектов — муниципальными нормативными правовыми актами.

При этом методическое обеспечение деятельности по проведению ОРВ и экспертизы действующих нормативных правовых актов, в том числе разработка методических рекомендаций по внедрению оценки регулирующего воздействия и порядка ее проведения в субъектах РФ, будет осуществляться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития России).

А вот принципы ОРВ для проектов муниципальных актов, равно как и принципы проведения экспертизы действующих муниципальных нормативных актов, будут устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В соответствии с предложенным правительством механизмом процедуре ОРВ должны будут подвергаться любые проекты региональных НПА независимо от статуса разработчика. Так как в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» систему органов государственной власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Правительство в предложенном им механизме не сделало никаких исключений, поэтому любые проекты региональных НПА, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, независимо от того, кем они разработаны, должны будут проходить процедуру ОРВ.

Процедура ОРВ станет обязательной для проектов региональных НПА с 2014 г., а для проектов муниципальных НПА — с 2015 г.