Россияне потребляют в полтора раза меньше соков, чем европейцы

| статьи | печать

В текущем году Россия может выйти на докризисный уровень производства соков. По данным Российского союза производителей соков (РСПС), рынок, который оставался стабильным на протяжении уже трех лет, в текущем году продемонстрирует положительную динамику. О большом потенциале развития отечественной соковой промышленности говорит низкий уровень потребления сока в РФ, который в прошлом году составил 21 л на человека против 20 л в 2011 г. Для сравнения: потребление соков в развитых странах составляет 30—40 л на человека в год.

Общая экономическая ситуация оказывает серьезное влияние на потребление соков в России, так как в нашей стране сок не является продуктом ежедневного потребления. Многие российские домохозяйства покупают сок только по особым случаям. Так, до 2007 г. отечественный соковый рынок активно развивался, демонстрируя прирост в среднем на 15% в год. Однако в 2008 г. на фоне финансово-экономического кризиса он сократился на 0,8%, а в 2009 г. — на 12%. Затем выпуск сока в стране стабилизировался. По данным РСПС, которые были озвучены на пресс-конференции «Развитие отрасли в 2012 г. в сравнении с зарубежными странами», в 2010 г. было произведено 2965 млн л соковой продукции (с детским питанием), в 2011 г. — 2961 млн л. В 2012 г. объем рынка в России увеличился до 3030 млн л, что на 2,3% больше, чем в предыдущем году.

Отечественный рынок сока является высококонцентрированным. Основной объем производства продукции приходится на ведущие предприятия отрасли компаний PepsiCo и Соса-Cola. В 2012 г. их доля на рынке составила 64,4% (включая детское питание) и 69% (без детского питания), в 2011 г. 66,5 и 71,1% соответственно, в 2010 г. — 71,6 и 75,8%. В частности, доля компаний PepsiCo в прошлом году превысила 40%, из них 21% производит «Лебедянский», 19% — «Вимм-Билль-Данн». Вторым крупным игроком с 24% рынка являются предприятия Соса-Соla — на долю «Мултона» приходится 17% продукции, «Нидан Соки» — 7%.

Третьим по величине производителем является компания «Сады Придонья» с долей 9% против 6,7% в 2011 г. Еще 5% рынка у компании «Санфрут-Трейд» против 4,8% в 2011 г., 3% у «Интерагросистемы» против 4% в 2011 г., у «Прогресса» — 4,3% против 3,6% соответственно. Остальным игрокам принадлежит 8%.

Более 50% рынка приходится на долю пяти ведущих брендов. Доля торговой марки «Доб-рый» («Мултон») в 2012 г. увеличилась на 0,4 п.п. — до 17%, «Фруктовый сад» («Лебедянский») — на 0,7 п.п. до 14,6%, «Любимый» («ВБД Напитки») — на 0,3 п.п. до 10,8%, «Моя семья» («Нидан») — до 6,8%, и 100% Gold Classic («ВБД Напитки») — на 0,6 п.п. до 4,1%.

Игроки ожидают роста продаж

По словам президента РСПС Натальи Ивановой, Россия может в 2013 г. вернуться на докризисный уровень по объемам производства соков. О большом потенциале развития отечественной соковой промышленности говорит низкий уровень потребления соковой продукции в РФ, который в прошлом году составил 21 л на человека против 20 л в 2011 г. Для сравнения: потребление соков в развитых странах составляет 30—40 л на человека в год.

Если смотреть на европейский рынок в целом, то пока оте­чественная соковая промышленность отличается не только количеством выпускаемых напитков, но и их качеством. Так, в Европе растет потребление премиум-сегмента, в частности, в прошлом году выросли продажи «холодной полки» на 2,5% и соков прямого отжима на 6,7%, в массовом секторе, напротив, снизилось потребление на 2,2%. В то же время премиальный сегмент (68,2—72,9 руб. за литр) российского рынка сока, напротив, сократился до 10,3% против 10,6% в 2011 г., среднеценовой (51,7—56,8 руб.) — до 6,8% против 7%, низкоценовой (33,3—36,6 руб.) — до 14,3% против 15,7% соответственно. Доля продукции в массовом сегменте (41,4—44,9 руб.) увеличилась до 60,3% против 58,8%.

Интересно, что и вкусовые предпочтения россиян несколько отличаются. Большая часть жителей ЕС предпочитает апельсиновый сок — 38,5%. На втором месте в Европе — фруктовые смеси — 19,9%. По данным РСПС, россияне предпочитают яблочный сок — 17,5%. Апельсиновый сок занимает вторую строчку — 13,1%. Н. Иванова отметила, что в России очень большой ассортимент соковой продукции, соковых смесей, найти такой в Европе не представляется возможным.

Что касается точек роста, наиболее активно в текущем году будет увеличиваться потребление сокосодержащих напитков. За 2012 г. оно выросло в 1,5 раза по сравнению с 2011 г. По прог­нозам экспертов, сегмент сокосодержащих напитков может стать лидирующим к 2015 г.

Вместе с тем заметно вырастет доля частных марок. По итогам прошлого года они заняли 8,3% рынка против 7,9% в 2011 г. Ключевое преимущество такой продукции — цена, как правило, она ниже своих прямых аналогов в среднем на 10—15%.

Активнее продажи сока будут расти в регионах. В настоящее время российский соковый рынок развит неравномерно — в Санкт-Петербурге и Москве он находится на этапе насыщения, в регионах же имеет значительный потенциал для роста.

Удорожание сырья увеличит себестоимость сока

Согласно прогнозам Euromo-nitor International индустрия продолжит расти до 2015 г. Однако по оценкам «Евроресерч и Консалтинг», резких скачков в развитии рынка в ближайшее время не ожидается. При этом более заметным будет рост рынка в стоимостном выражении — постоянное увеличение стоимости сырья будет подтягивать за собой цены.

Как сообщил директор по маркетингу компании «Мултон» Пьер Филиппенко, в 2012 г. цена за 1 л сока в России выросла на 3,6 руб., что ниже общей продовольственной инфляции. В 2012 г. средняя стоимость 1 л сока составила 46,2 руб. Он пояснил, что рост произошел за счет повышения стоимости сырья. Прежде всего на основные вкусы — яблочный и апельсиновый.

Как уже говорилось, эти виды сока наиболее популярны среди россиян. Например, опрос москвичей, проведенный маркетинговым агентством FDFgroup в ноябре прошлого года, показал, что наиболее востребованным является яблочный сок — чаще всего его покупают 37% респондентов. На втором месте находится апельсиновый сок — ему отдают предпочтение 24% опрошенных. 5—7% выбирают персиковый, вишневый и томатный соки. Еще меньше (2—3%) чаще всего покупают ананасовый, виноградный и грейпфрутовый сок. Десятая часть респондентов предпочитают другие вкусы.

В будущем эксперты «Евроресерч и Консалтинг» прогнозируют рост себестоимости производства соков — в первую очередь в связи с увеличением цен на соковые концентраты, в особенности на апельсиновый. Фактор, который, по мнению экспертов, будет оказывать обратное действие на ценообразование и, соответственно, на спрос, связан с вхождением России в ВТО — импортные пошлины на поставки сока в Россию в будущем снизятся, что приведет к тому, что цены на продукцию будут падать.