Базовые требования и принципы работы для всех СРО должны быть одинаковыми

| статьи | печать

Для создания полноценного института саморегулирования необходимо кодифицировать законодательство, на основе которого работают СРО. О том, что для этого необходимо сделать, пойдет речь на третьем Всероссийском форуме саморегулируемых организаций, который состоится в Москве 19 марта. Накануне форума «ЭЖ» обратилась к представителям бизнеса и власти с просьбой рассказать о своем видении развития саморегулирования и том, что необходимо поправить в законодательстве.

Александр Шохин: «Необходимо минимизировать расхождения базового закона о саморегулируемых организациях и отраслевого законодательства»

«ЭЖ»: Какие преимущества дает введение саморегулирования в нашей стране?

Александр Шохин: Замена государственного регулирования саморегулированием рассматривается нами в качестве важнейшего направления административной реформы, обеспечивающего снижение государственного вмешательства в экономику. Саморегулирование в целом успешно заменяет государственное лицензирование и государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, обес­печивая необходимый уровень защиты интересов участников экономических отношений.

Главный итог прошедших десяти лет — саморегулирование в нашей стране состоялось и, несмотря на определенные сложности, динамично развивается.

«ЭЖ»: Есть ли от бизнеса «запрос» на саморегулирование? В каких отраслях в ближайшее время может появиться делегированное саморегулирование?

А. Ш.: Бизнес-сообщество регулярно поднимает вопрос о введении саморегулирования в различных сферах деятельности. Сейчас активно обсуждается введение саморегулирования в деятельности операторов по обращению с отходами, экологи­ческих аудиторов, производителей ювелирных изделий.

Как правило, бизнес ставит вопрос о переходе к саморегулированию в тех отраслях, где существует жесткое госрегулирование и контроль. Часто участники рынка не видят достаточной эффективности государственного регулирования и стремятся снизить административные барьеры за счет введения саморегулирования.

Другим примером является обсуждение вопроса о введении саморегулирования в деятельность третейских судов. Здесь само профессиональное сообщество склоняется к тому, что для повышения эффективности работы третейских судов нужно вводить элементы саморегулирования в их деятельность.

«ЭЖ»: Успешно ли, на ваш взгляд, развивается саморегулирование на добровольной основе? Появились ли влиятельные СРО?

А. Ш.: Количество саморегулируемых организаций на доб­ровольной основе не так велико, как тех, где членство является обязательным. Однако есть СРО, которые функционируют долгое время и являются достаточно авторитетными. Потенциал доб­ровольного саморегулирования еще далеко не исчерпан. Целесообразно на законодательном уровне предусмотреть ряд стимулирующих мер по развитию саморегулирования в отраслях, где оно не является обязательным: например, освобождение от налогообложения доходов от размещения средств компенсационного фонда, ограничение на проведение проверок в отношении членов добровольных СРО.

«ЭЖ»: Как вы считаете, должно ли развитие саморегулирования быть инициативой «сверху» или бизнес сам должен подталкивать власть и доказывать, что он способен к саморегулированию?

А. Ш.: Безусловно, самая лучшая ситуация, когда само предпринимательское или профессиональное сообщество объединяется на принципах саморегулирования и после этого ставит вопрос о передаче государством отдельных функций саморегулируемым организациям. Но ввиду отсутствия в современной России устоявшихся традиций саморегулирования мы вынуждены за несколько лет проделать путь к саморегулированию, который многие страны проходили столетиями. Поэтому без введения в административном порядке институтов саморегулирования нам, к сожалению, обойтись не удастся. Но это еще не значит, что саморегулирование, вводимое «сверху», неэффективно. Так, в 2002 г. с принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» было введено саморегулирование деятельности арбит­ражных управляющих, которое успешно заменило лицензирование.

«ЭЖ»: Что в первую очередь необходимо сделать для того, чтобы развивался институт саморегулирования? Может быть, необходимо что-то доработать в законодательстве?

А. Ш.: Необходимо минимизировать расхождения в положениях базового закона о саморегулируемых организациях и отраслевых законов.

Следует четко разграничить права и обязанности национальных объединений, государственных органов и саморегулируемых организаций в сфере регулирования соответствующей деятельности. Необходимо определить требования к порядку подготовки, содержанию и утверждению стандартов профессиональной и предпринимательской деятельности.

Требуют уточнения возможные направления и порядок инвестирования средств компенсационного фонда, процедуры его пополнения. В некоторых сферах деятельности следует повысить требования к минимальному размеру компенсационных фондов, чтобы обеспечить реальную защиту интересов потребителей.

При этом важно не допустить со стороны национальных объ­единений саморегулируемых организаций чрезмерного регулирования путем утверждения стандартов деятельности тех отношений субъектов саморегулирования, которые в таком регулировании не нуждаются.

Сергей Гаврилов, председатель комитета ГД РФ по вопросам собственности

«Нормативные требования к СРО должны регламентироваться более детально»

Критичным для становления института саморегулирования стало то, что ряд отраслевых законов содержит нормы, которые отходят от принципов базового закона о саморегулируемых организациях. В результате объединения, регулирующие деятельность изыс­кателей, проектировщиков и строителей, профессиональных медиаторов, энергоаудиторов, кредитных кооперативов и участников рынка теплоснабжения, являются саморегулируемыми лишь по форме. Когда государство отказывалось от лицензирования, инициаторами введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве в СРО, чаще всего были лицензирующие ведомства. Их узковедомственные интересы существенно повлияли на нормотворчество.

Правовые отступления от базовых принципов саморегулирования в некоторых сферах привели к увеличению административной и финансовой нагрузки на рынок, а негативное отношение к этому процессу переносится на концепцию и принципы базового закона.

Зачастую участники рынка рассматривают создание СРО как элемент коллективного брендирования и следование определенному тренду. И выпускают из виду, что СРО создается именно для регулирования, то есть формализации правил ведения определенного бизнеса и установления системы ответственности за их неисполнение.

Комитет по вопросам собственности придерживается позиции, что на этапе становления саморегулирования нормативные требования к структуре СРО и системе взаимоотношений членов СРО между собой и с органами власти должны быть рег­ламентированы, возможно, даже с большей степенью детализации, чем деятельность самих органов власти.

Поэтому Комитет акцентирует внимание на подготовке поправок в базовый закон о саморегулируемых организациях, направленных на кодификацию законодательства о саморегулировании.

Уже на базе обновленного закона будет вводится саморегулирование туристической деятельности, операторов обеспечения пожарной безопасности, промышленной безопасности, медиков, патентных поверенных, кадастровых инженеров, риелторов, операторов тех­осмотра транспортных средств, присяжных переводчиков и в других видах деятельности.

Миннегэл Попова, начальник управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций, Росреестр

«Права, обязанности и меры ответственности должны быть едиными»

Сегодня, когда институт саморегулирования сложился в различных отраслях экономики, в первую очередь необходимо провести унификацию законодательства, регулирующего деятельность СРО. При этом все основные вопросы, касающиеся приобретения и прекращения статуса СРО, их деятельности, основных функций и обязанностей, должны быть закреплены в базовом федеральном законе о саморегулируемых организациях, а особенности (если таковые есть) — в отраслевых законах.

Основываясь на нашей практике, полагаю, что основные права и обязанности СРО, в том числе по осуществлению контроля за дея-тельностью своих членов, сроки рассмотрения жалоб на действия (бездействие) их членов, основные требования к порядку проведения саморегулируемыми организациями соответствующих проверок, должны быть едины вне зависимости от того, кого они объединяют.

Росреестр осуществляет надзор за деятельностью СРО арбитражных управляющих и СРО оценщиков. При этом механизм госнадзора, в частности, по срокам надзорных действий, основаниям применения мер реагирования, разные. Кроме того, в отличие от законодательства, регулирующего деятельность СРО арбитражных управляющих, законодательство об оценочной деятельности не устанавливает необходимых и четких обязанностей СРО оценщиков и, соответственно, ответственности за их невыполнение. Все это, на наш взгляд, существенно снижает результативность надзора за СРО.

В настоящее время установлены законом и применяются Росреестром в отношении СРО только две меры реагирования на выявленные нарушения — предписание и обращение в суд с заявлением о лишении некоммерческой организации статуса саморегулируемой. Безусловно, этих мер недостаточно, поскольку последняя является исключительной и должна применяться за совершение серьезных нарушений и в тех случаях, когда организация не соответствует указанному статусу, а предписание не всегда результативно и адекватно характеру совершенного правонарушения.

Убеждены, что повышению ответственности СРО и эффективности госнадзора за их деятельностью будет способствовать установление административной ответственности СРО и их должностных лиц.