Почему буксует промышленность

| статьи | печать

Спад российского промышленного производства первые два месяца нынешнего года происходил на фоне снижения других индикаторов, в частности грузовых перевозок, подчеркивали эксперты на заседании Экономического клуба ФБК. Причины просадки отечественной индустрии аналитики видят как в объективных условиях (в том числе теплой погоде в феврале), так и мягком приближении рецессии.

В 2013 г. статистика фиксирует отрицательные результаты по промышленному производству, напомнил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Если по итогам января этот показатель составил –0,8%, то в феврале падение ускорилось до –2,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Опережающие индикаторы свидетельствуют, что негативные тенденции будут только нарастать. В частности, по февралю фиксируется снижение перевозок строительных грузов на 12%, на 16% сократилось производство грузовых машин. «Пока ситуация развивается по сценарию постепенного ухудшения. Если в 2008 г. было резкое падение и резкий отскок, то с середины 2012 г. мы наблюдаем плавное снижение показателей, — отметил экономист. — При этом, как показывают исследования, кризисы, которые развиваются вот так плавно, бывают значительно более тяжелыми, чем те, что развиваются лавинообразно».

Стагнация, по оценке директора Центра развития ВШЭ Натальи Акиндиновой, началась давно. По всем ключевым отраслям экономики признаки застоя начали проявляться с конца 2011 г. «Так что нынешние цифры были ожидаемы. Они говорят о том, что тенденция продолжается», — полагает эксперт.

Вместе с тем результаты февраля во многом были предопределены снижением производства газа, электроэнергии и воды, что обусловлено разными обстоятельствами, в том числе и объективными (теплой погодой в феврале и високосным 2012 г.). «Но оптимизма это не вызывает. Появились признаки дальнейшего ухудшения ситуации», — подчеркнула г-жа Акиндинова.

Впервые с конца 1980-х гг., по словам директора Института энергетической политики Владимира Милова, зафиксировано снижение добычи нефти. «Пока это небольшое падение добычи — на 1%», — привел данные В. Милов. Все это стало прямым следствием огосударствления нефтяной отрасли. «Мы не можем нащупать драйвер дальнейшего роста, — констатировал аналитик. — Неприятные февральские цифры показывают, что плохо проявил себя добывающий сектор, который потянул ситуацию вниз. А в обрабатывающей промышленности все выглядит не так уж плохо. Парадоксальная для нашей жизни ситуация — мы сделали небольшой шажок в сторону от сырьевой зависимости».

Президент банка «Российская финансовая корпорация» Андрей Нечаев был более пессимистичен. «Мы вошли в стадию рецессии, — уверен банкир. — При этом опережающий рост импорта по отношению к экспорту и просадка по иностранным инвестициям на фоне рекордного оттока капитала в январе — феврале может стать серьезным испытанием для платежного баланса». По его мнению, достаточно высокая инфляция на фоне падения производства может привести к стагфляции. При этом внешние факторы не позволяют надеяться, что мы быстро выйдем из рецессии.