В средний класс переводят всех, кто не голодает и имеет верхнюю одежду

| статьи | печать

Уровень жизни россиян растет. Такой вывод сделали эксперты НАФИ, проанализировав данные о росте количества пользователей банковскими услугами, но такой подход вызывает сомнения.

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) опуб­ликовало социологическое исследование об изменении благосостояния российских граждан за 2005—2013 гг.

В отчете по итогам опроса делаются следующие выводы:

  • материальное благосостояние россиян стабильно улучшается;
  • доля малообеспеченных сокращается, растет количество представителей среднего и «предсреднего» класса (к которому можно отнести уже половину россиян).

Специалисты НАФИ в сносках указывают на то, что в ответах имеет место субъективная самооценка россиянами своего материального положения. Это дает основания предположить, что улучшилась именно само­оценка граждан, а не само благосостояние. Примечательно, что к «предсреднему» классу отнесена категория респондентов, ответивших, что «денег хватает на продукты и на одежду, но покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника и т.п.) затруднительна». Таких россиян, согласно опросу, сегодня 55% против 33% в 2005 г.

Удивление вызывает такой посыл НАФИ: «Стабильный рост количества пользователей банковскими услугами в нашей стране также говорит о постепенном улучшении материального благосостояния россиян. Напомним, что в 2008 г. только каждый второй россиянин пользовался услугами банков (52%), в 2011 г. таких было 74%, а в 2013 г. — уже 77%».

Далее агентство дает ссылку на свой февральский «Рейтинг востребованности банковских услуг». Но там отмечается как раз снижение доли пользователей денежными переводами и срочными депозитами. Объясняется это «сезонным фактором» для депозитов и активным развитием на рынке небанковских провайдеров платежных услуг.

Тогда какие инструменты финансового рынка лидируют среди прочих? Приводим «лидеров» финансовой розницы (см. таб­лицу).

Высокий уровень потребления населением именно этих банковских услуг свидетельствует исключительно о качественном развитии банковской розницы, но ни о чем больше.

Например, увеличение доли владельцев пластиковых карт для получения зарплаты, пенсии, стипендии и т.п., оформленных работодателем, всего лишь говорит о том, что зарплату российские бюджетники, равно как и некоторые российские пенсио­неры, теперь получают на свои карточки. Именно они как раз бывают еще и очень недовольны тем, что не могут одномоментно получить в терминале наличные из-за того, что банкомат не выдает банкноты номиналом менее 500 руб. Для них это большая сумма.

Дело в том, что в провинциях (да и в столице) можно найти такие примеры, когда, скажем, медсестра получает меньше 7000 руб. в месяц. Но и для более высокооплачиваемых граждан платежи за услуги ЖКХ часто составляют треть от средней зарплаты, а то и выше. Появились терминалы для оплаты коммунальных услуг, многие пользуются для этого Интернетом, все это хорошо, но никак не свидетельствует о росте уровня жизни.

Патриархальный вклад «до востребования» (как правило, Сбербанка России) имеют сегодня все (или почти все) получатели разного рода социальных пособий — не самая, кстати, богатая категория населения. «Средний класс» давно и прочно «привязал» текущий счет к своей расчетной банковской карте.

А вот большая доля получателей потребительского кредита (ставки по которому самые высокие в отрасли) как раз свидетельствует о том, что «покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника и т.п.) для значительной доли россиян крайне затруднительна». Для них кредитная кабала — это последняя возможность купить тот же телевизор и узнать, наконец, из выпуска правительственных новостей, как высоко поднялся их уровень жизни.

Распределения ответов на вопрос «Скажите, пожалуйста, какими из перечисленных банковских услуг вы лично пользуетесь в настоящее время или пользовались в течение последних шести месяцев?», % от респондентов


2011 г.

2012 г.

2013 г.

Пластиковая карта для получения зарплаты, пенсии, стипендии и т.п., оформленная работодателем

39

44

42

Регулярные платежи (оплата ЖКХ, телефона, штрафов и др.)

38

42

39

Потребительский кредит (за исключением кредитной карты) — это либо кредит наличными деньгами в отделении банка, либо кредит на покупку товара, полученный в магазине

21

19

22

Текущий счет, вклад «до востребования»

11

15

13

Источник: НАФИ