Неиспользуемое ОС: амортизировать или нет?

| статьи | печать

Бывают ситуации, когда основные средства перестают использоваться в деятельности, приносящей доход. Контролирующие органы считают, что это не повод для исключения такого имущества из состава амортизируемого.

В рыночных условиях компаниям нередко приходится менять направления своей предпринимательской деятельности. Например, организация решает прекратить заниматься грузовыми перевозками и открыть рекламное агентство. При этом у нее остаются основные средства — грузовые автомобили. Если компания не предполагает применять их в других видах деятельности, у бухгалтера резонно возникает вопрос: нужно ли исключать такое имущество из состава амортизируемого? Ведь оно больше не используется компанией для извлечения дохода.

Амортизируйте до конца

Минфин России и налоговики считают, что компания не может исключить не используемый более объект основных средств из состава амортизируемого имущества. Их согласованная позиция на этот счет выражена в письме ФНС России от 22.05.2013 № ЕД-4-3/9165@ (размещено на официальном сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»).

Логика рассуждений чиновников следующая. Имущество признается амортизируемым, если оно (п. 1 ст. 256 НК РФ):

  • применяется компанией для извлечения дохода;
  • принадлежит ей на праве собствен­ности;
  • его первоначальная стоимость более 40 000 руб.;
  • срок его полезного использования составляет более 12 месяцев.

Использование такого имущества в дея­тельности, приносящей доход, начинается с даты его ввода в эксплуатацию. И именно с этого момента у компании появляется право на погашение его стоимости посредством начисления амортизации. Напомним, что амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода основного средства в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Закрытый перечень случаев, когда основное средство исключается из состава амортизируемого имущества, дан в п. 3 ст. 256 НК РФ. В этой норме Кодекса нет требования об исключении имущества из состава амортизируемого по причине прекращения его использования в деятельности, направленной на получение дохода. Поэтому компания должна продолжать начислять амортизацию до полного списания стоимости объекта или до его физического выбытия (п. 5 ст. 259.1 и ст. 259.2 НК РФ).

В бухучете будут разницы

В отличие от налогового учета, в бухгалтерском учете имущество, которое более не способно приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, исключается из состава основных средств (п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Из-за этих различий в учете возникают постоянные разницы, приводящие к возникновению постоянного налогового актива и постоянных налоговых обязательств (п. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»).

пример

Компания в мае 2013 г. решила прекратить заниматься грузовыми перевозками. В составе основных средств у нее числятся три грузовых автомобиля. Компания не планирует их дальнейшее использование. Остаточная стоимость каждого автомобиля с учетом амортизации за май — 10 000 руб.

Для упрощения примера предположим, что в налоговом учете остаточная стоимость каждого автомобиля также составляет 10 000 руб., а ежемесячные амортизационные отчисления — 5000 руб.

Поскольку автомобили не способны приносить экономические выгоды (­доход) в будущем, компания в бухгалтерском учете в мае спишет их остаточную стоимость в состав прочих расходов:

Дебет 91 Кредит 01 — 30 000 руб. — списана остаточная стоимость трех автомобилей.

Так как в налоговом учете эти основные средства продолжают числиться, возникает постоянная разница в размере 30 000 руб., которая приводит к образованию постоянного налогового обязательства (ПНО) в размере 6000 руб. (30 000 руб. х 20%).

Это отражается проводкой:

Дебет 99 Кредит 68 — 6000 руб. — сформировано ПНО.

В налоговом учете за июнь по каждому из трех автомобилей начислена амортизация 5000 руб.

Поскольку в бухучете амортизация по автомобилям больше не начисляется, возникает постоянная разница в сумме 15 000 руб. (5000 руб. х 3).

Эта разница приводит к образованию постоянного налогового актива (ПНА) на сумму 3000 руб. (15 000 руб. х 20%).

Дебет 68 Кредит 99 — 3000 руб. — сформирован ПНА.

В июле бухгалтер в налоговом учете последний раз начислит амортизацию по автомобилям (объекты будут полностью самортизированы). В бухучете это приведет к формированию ПНА:

Дебет 68 Кредит 99 — 3000 руб. — сформирован ПНА.

Расстаемся с объектом

Как было указано выше, в налоговом учете начисление амортизации прекращается при физическом выбытии объекта из организации, например при его продаже. В этом случае финансовый результат от его реализации определяется в обычном порядке, как разница между полученной выручкой и остаточной стоимостью (подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). В комментируемом письме чиновники отметили, что, если при реализации будет получен убыток, компания сможет учесть его в составе прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации (п. 3 ст. 268 НК РФ).

Физическое выбытие объекта может быть не только при его продаже, но и при его ликвидации. В письме от 08.12.2009 № 03-03-06/1/793 Минфин России указал, что ликвидация объектов выводимых из эксплуатации основных средств осуществляется в результате:

  • списания в случае морального и (или) физического износа;
  • ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуа­циях, вызванных форс-мажорными обстоятельствами;
  • по другим аналогичным причинам.

Поэтому если не используемое в дея­тельности амортизируемое имущество сильно изношено (или морально устарело), оно может быть ликвидировано. При этом остаточная стоимость не полностью самортизированного ликвидируемого основного средства учитывается в составе внереализационных расходов на основании подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ (письма Минфина России от 08.12.2009 № 03-03-06/1/793, УФНС России по г. Москве от 30.09.2010 № 16-15/102338@).