Молодые предприниматели хотят культурного отношения

| статьи | печать

Активное вовлечение молодежи в предпринимательство сегодня может не только помочь в борьбе с безработицей, но и стать стимулом экономического роста в России и по всему миру, подчеркивается в специальном исследовании компании Ernst & Young. В нашей стране пока налицо обратный процесс. Например, численность индивидуальных предпринимателей, а именно их ряды пополняет в основном молодежь, катастрофически падает. Сами молодые бизнесмены хотят перемен в культуре общества, ослабления налогового пресса и доступности финансирования.

Молодые предприниматели из стран G-20, принявшие участие в опросе E&Y «Как не потерять поколение», отмечают необходимость изменения общественного мнения о предпринимательстве и формирования культуры граждан, которые обеспечат толерантное отношение населения и особенно власти к проблемам бизнесменов. Это предполагает, в частности, их позиционирование на уровне государственных ведомств как значимых работодателей и проведение соответствующей работы в СМИ. Более половины опрошенных сходятся во мнении, что государство должно пропагандировать в школах и университетах истории успехов бизнесменов и рассказывать о них как примерах для подражания, помогая тем самым студентам в выборе карьеры (звучит чудесно на фоне массовых отсидок российских предпринимателей).

Значительная часть (53%) молодых бизнесменов настаивает на том, что правительствам необходимо сократить бюрократические препоны и снизить чрезмерное налоговое бремя. Они испытывают значительные трудности в условиях налоговой системы и правовой среды, предназначенных для более зрелого, сложившегося бизнеса. Треть респондентов считают полезным создание единого государственного органа, который помогал бы новым компаниям с соблюдением законодательства.

Расширение возможностей финансирования для молодых предпринимателей является необходимым условием развития новых компаний, по мнению 73% опрошенных. Они полагают, что доступ к финансированию остается затруднительным, особенно для тех, кто занимается разработкой продукта нового типа. С одной стороны, доступ к традиционным источникам финансирования (бизнес-ангелам, фондам прямых инвестиций и венчурному капиталу) остается для молодежи в бизнесе ограниченным.

С другой — растет спрос на нетрадиционные виды финансирования, например, краудфандинг и микрофинансирование, особенно среди предпринимателей — женщин.

Молодые бизнесмены также нуждаются в укреплении инфраструктуры поддержки: 36% респондентов важнейшим инструментом долгосрочного роста предпринимательства называют бизнес-инкубаторы, 36% сошлись во мнении, что повышению эффективности работы способствуют правительственные программы поддержки стартапов, а 32% полагают, что наибольший результат приносят клубы и ассоциации предпринимателей.

Таковы результаты международного исследования среди молодых бизнесменов стран «Большой двадцатки». В России же на сегодняшний день условия ведения малого бизнеса, а именно в его ряды вливаются, как правило, молодые предприниматели, ухудшаются. Сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка на днях на пресс-конференции в Интерфаксе привел печальную динамику численности индивидуальных предпринимателей: число граждан, покинувших их ряды с начала года, приближается к 600 000. А к концу 2013 г. эта цифра может вырасти до 800 000.

Необходимо срочно остановить процесс массового закрытия ИП за счет принятия законопроекта «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования“», уверен вице-президент «ОПОРЫ России» Михаил Мамута. Более того, нужно сделать все возможное, чтобы вернуть предпринимателей в бизнес. А для этого целесообразно предложить им преференции, в первую очередь — налоговые.

Вместе с тем, государство должно выступать в роли акселератора, помогая малому бизнесу выходить на новый уровень: от микро — к малому, от малого — к среднему. «Предпринимателю сложно перейти от одного уровня к другому. Государство должно помогать бизнесу преодолевать эти уровни», — надеется М. Мамута.

«Необходима серьезная финансовая поддержка государственных и финансовых структур, а это как минимум ссудное и недорогое кредитование. Нужны также меры по защите от монопольных структур. И это лишь часть моментов, формирующих у молодежи нежелание идти в бизнес. В целом же это многофакторная внутриполитическая проблема, с серьезными последствиями для страны», — считает председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе.

Вместо того чтобы давить начинающих бизнесменов налогами, нужно, по оценке А. Галушки, ввести «налоговые каникулы». «Надо освободить ИП, которые впервые регистрируются в таком качестве, от всех налогов и страховых взносов на два года. Соответственно, у человека, который впервые собирается заняться предпринимательством и регистрируется в качестве ИП, появится возможность раскрутиться, встать на ноги», — сделал вывод лидер «делоросов».