Новый регламент ФСФР России — новые правила для участников рынка ценных бумаг

| статьи | печать

Федеральная служба по финансовым рынкам вслед за другими органами исполнительной власти утвердила административный Регламент по предоставлению государственных услуг по внесению и изменению сведений о лицах, аттестованных для осуществления финансовой деятельности, в соответствующий реестр и выдачи таким лицам выписок из этого реестра. Предоставлять информацию об успешно прошедших экзаменационные испытания соискателях в ФСФР будут компании, которые проводят эту аттестацию

Федеральная служба по финансовым рынкам издала приказ от 16.05.2013 № 13-41/пз-н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовым рынкам государственной услуги по ведению реестра аттестованных лиц и о внесении изменений в Положение о специалистах финансового рынка, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 28.01.2010 № 10-4/пз-н» (далее — Приказ, Регламент и Положение соответственно). Приказ зарегистрирован Минюстом России 07.06.2013 за № 28743 и вступит в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования1.

В Регламенте в основном содержится информация по ведению реестра сведений о физических лицах — специалистах финансового рынка, работающих в сферах (далее — аттестованные лица):

■ профессиональной деятель­ности на рынке ценных бумаг;

■ деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвес­тиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

■ деятельности по негосударственному пенсионному обес­печению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

■ клиринговой деятельности;

■ деятельности по проведению организованных торгов.

Но и компаниям, занимающимся аттестацией указанных лиц (их на сегодняшний день 17, см. http://www.fcsm.ru/ru/contributors/accredited/accredited/) или желающим получить аккредитацию на осуществление такой аттестации, также стоит обратить внимание на этот Регламент.

Напомним, что для аккредитации организация должна соответствовать общим или частным требованиям, преду­смотренным п. 2.1—2.4, 2.7 и п. 2.5—2.6 соответственно Положения об аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию специалистов финансового рынка (утв. приказом ФСФР России от 12.01.2012 № 12-1/пз-н). Кроме того, за аккредитацию организаций, осуществляющих аттестацию физических лиц в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов необходимо будет заплатить госпошлину в размере 60 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Аккредитованные организации являются заявителями первичных сведений об аттестованных лицах, поскольку подают сведения о прохождении ими аттестации в реестр аттестованных лиц (п. 2 Регламента). За внесение таких сведений с заявителей плата не взимается (п. 39 Регламента). Причем внесение сведений в реестр осуществляется ФСФР, а вот внесение изменений в такие сведения и выдача выписок из реестра — уже территориальными органами службы (п. 15 Регламента).

Так, в случае отказа во внесении в реестр сведений ФСФР известит об этом организацию-заявителя не позднее десяти рабочих дней с даты получения заявления о предоставлении такой государственной услуги (п. 10 Регламента). Любопытно при этом, что основания для отказа Регламентом вообще не предусмотрены (п. 36 Регламента).

После направления аккредитованными организациями в ФСФР сведений об аттестованных лицах в электронной форме, эти сведения должны автоматически попасть в реестр в момент поступления при их соответствии необходимым требованиям (п. 42 Регламента). Одновременно с этим в Регламенте установлено, что максимальный срок предоставления государственной услуги по внесению сведений в реестр — десять рабочих дней (п. 77 Регламента). Не совсем понятно, для совершения каких действий предусмотрен этот десятидневный срок. Единственный вариант — для внесения сведений, предоставленных в бумажном варианте, однако представить себе это сейчас довольно трудно, учитывая, что заявителями являются компании, очевидно использующие блага цивилизации в виде электронного документооборота. Но одно можно сказать точно — сотрудники аккредитованной организации вряд ли точно скажут лицу, прошедшему аттестацию, когда сведения о нем появятся в реестре. Выписку из реестра аттес­тованное лицо может получить самостоятельно на основании заявления в территориальном органе ФСФР (п. 15, 17 Регламента).

В Регламенте также предусмотрена и возможность подать жалобу через центральный аппарат ФСФР России на действия (бездействие) должностных лиц (п. 98, 102 Регламента) в связи с оказанием государственной услуги по внесению сведений в реестр. На основании таких обращений могут быть проведены внеплановые проверки качества предоставления государственной услуги, а виновные привлечены к ответственности. Срок рассмотрения таких жалоб составит 15 дней со дня их регистрации. Мотивированного ответа по жалобе можно ждать в письменной форме (по желанию заявителя — также в электронной) не позднее дня принятия решения по результатам рассмотрения.

1 На момент подписания номера в печать документ официально не опубликован.