Кирилл Янков: «Процесс важнее, чем документ»

| статьи | печать

Большинство субъектов Федерации сегодня уже разработали и реализуют региональные стратегии социально-экономического развития. Об их трудностях и особенностях накануне XII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» мы попросили рассказать директора по экономической политике Центра стратегических разработок (ЦСР) Кирилла Янкова.

«ЭЖ»: Насколько широко распространена сегодня практика разработки и реализации региональных стратегий и существует ли единая методическая база их создания?

К.Я.: Большая часть российских регионов уже приняли стратегии своего социально-экономического развития. Более того, существуют уже стратегии развития федеральных округов, например Дальнего Востока.

Единой методики разработки региональных стратегий пока не существует, хотя есть наработанные подходы к их подготовке. Так, некоторые экспертные центры рекомендуют субъектам Федерации разрабатывать региональную инвес­тиционную стратегию, которая во многом составляет сердцевину региональной стратегии социально-экономического развития.

Хочу вам сказать, что, по моему мнению, региональная стратегия — это вещь, в которой процесс ее создания важнее, чем полученный в итоге документ. Дело в том, что в процессе разработки, согласования и принятия стратегии происходят многие важные процессы: поиск и обработка данных, консультации, обмен мнениями между властью, бизнесом и экспертами и т. д. Все это крайне важно для принятия решений на уровне руководства региона. При этом зачастую выясняются особенности, которые в текучке дел не вполне ясны, ведь в суете ежедневных дел, что называется, глаз «замыливается».

«ЭЖ»: То есть, как писал поэт, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстояньи»?

К.Я.: Да, парадоксально, но факт, более важным результатом разработки стратегии является не сам документ, а прояснение мозгов у региональной элиты в части потенциала и возможностей своего региона, в час­ти того, куда нужно идти.

«ЭЖ»: Сейчас идет широкое обсуждение проекта федерального закона о стратегическом планировании. Что вы ждете от этого важнейшего документа?

К.Я.: Федеральный закон о стратегическом планировании во многом прояснит процесс стратегического планирования в регионах. Нам бы хотелось, чтобы в законе были прописаны общие подходы к стратегическому планированию, не устанавливались слишком конкретные рамки этого процесса, к примеру, к структуре или составу статей стратегии. То есть, чтобы в законе не было исчерпывающего перечня составляющих час­тей.

Российские регионы сильно отличаются друг от друга, и в региональных стратегиях нужно отражать их специфику. Например, Центр стратегических разработок год назад подготовил инвестиционную стратегию Камчатского края. Нам удалось там установить контакт между руководством края, бизнесом и экспертным сообществом, и в результате получился неплохой документ. В стратегии Камчатского края особое значение имеют экология, туризм, рыболовство. Но, скажем, развитие машиностроительного комплекса для Камчатки существенного значения не имеет.

В то же время есть вещи, которые должны быть отражены в любой стратегии. Прежде всего механизмы привлечения инвестиций. Сейчас есть требование стандарта Агентства стратегических инициатив, чтобы везде обязательно создавался инвестиционный совет во главе с губернатором и соответствующая корпорация. На мой взгляд, это не всегда оправдано. У ре­гионов должен быть гибкий подход при определении методов работы в этой сфере.

Желательно, чтобы в законе было общее требование о создании структуры, которая отвечает за привлечение инвестиций. А во главе с кем она будет, и в какой форме — должны решать сами регионы. Где-то это будет корпорация, а где-то — госучреждение. Подобные вещи не нужно устанавливать ни федеральным законом, ни стандартами АСИ.

Еще одним общим требованием может стать наличие нескольких вариантов развития региона в зависимости от ситуации, например, на внешних рынках. Не секрет, что у нас есть субъекты Федерации, которые делают ставку только на мировые рынки сбыта, поэтому при кризисных ситуациях в глобальной экономике они оказываются, как говорится, на мели.

«ЭЖ»: Как могут влиять регио­нальные стратегии на условия ведения бизнеса в регионах?

К.Я.: Региональные стратегии могут весьма положительно повлиять на экономическую политику в регионе и условия ведения бизнеса. Например, в процессе обсуждения стратегии могут быть развеяны многие иллюзии, имеющиеся у руководителей ряда субъектов Федерации. Одна из них состоит в том, что по северному морскому пути можно в значительном объеме возить товары из Юго-Восточной Азии в европейские страны. Под это дело некоторые руководители хотели бы строить инфраструктуру базы и уже хотят получить государственные инвестиции. Но в реальнос­ти северный морской путь может функционировать два-три месяца в году. Поэтому экономическая эффективность такого проекта весьма сомнительна.

«ЭЖ»: Иногда в региональных стратегиях прописываются очень красивые, но трудно реализуемые цели. Существуют ли, по вашей оценке, эффективные механизмы контроля реализации этих документов?

К.Я.: Считаю, что региональные стратегии — это прежде всего политический документ, и не стоит указывать в законе о стратегическом планировании конкретные механизмы контроля их реализации. Это должно стать задачей граждан, которые живут на территории данного субъекта Федерации. Если глава региона прописал в региональной стратегии красивые обещания, но их не выполнил, жители должны сделать соответствующие выводы и во время очередных выборов проголосовать за другого руководителя на своей территории.