Изменение зонирования не мешает дальнейшему использованию земли в соответствии с прежним назначением

| статьи | печать

Корректировка правил землепользования и застройки, в результате которой часть принадлежащей компании земли переходит из одной зоны в другую, хотя и ограничивает право собственности, но не лишает собственника возможности использовать по прежнему назначению земельный участок, а также объекты на нем и под ним. Причем такое пролонгированное использование по сроку не ограничено, в то время как собственник для защиты своих интересов может потребовать выкупа у него такого земельного участка (постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 136/13).

Суть дела

Решением городской Думы были внесены изменения в Правила застройки и землепользования, утвержденные ее постановлением от 26.04.2001 № 61 (далее — правила). В результате изменений скорректирована карта правового зонирования: зоны Ж-3 (зона среднеэтажной жилой застройки 3—6 этажей) и Ц-1 (зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района) были изменены на зону Р-2 (зона парков, бульваров и набережных).

Принадлежащие на праве собственности обществу земельные участки с построенными на них автостоянками располагались как раз в указанных зонах, к тому же они находились в непосредственной близости от объектов культурного наследия. Общество предполагало построить на данных участках административно-гостиничный комплекс и обратилось в городской департамент строительства и архитектуры (далее — департамент) за выдачей ему градостроительных планов земельных участков (далее — ГПЗУ), которые были выданы. Согласно ГПЗУ для земельных участков предусмотрен градострои­тельный регламент, соответствующий территориальной зоне Ц-1. Общество осуществило разработку инвестиционного проекта по строительству административно-гостиничного комплекса, понеся соответствующие затраты.

Общество решило обжаловать в суд решение городской Думы, аргументировав это тем, что данным документом созданы препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, в частности, исключена возможность дальнейшего использования земельных участков под автостоянки и строительство объектов недвижимости.

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции исковое заявление удовлетворил, согласившись с доводами общества, и признал решение Думы недействительным в части изменения зонирования принадлежащих обществу участков.

Решение Думы не обеспечивало права и законные интересы общества как правообладателя и нарушало его права как собственника земельных участков (п. 3 ч. 1 ст. 30 ГрК РФ, ст. 40 ЗК РФ). Изменения в правила внесены без учета фактического использования обществом земельных участков, сложившейся планировки территории и существующего землепользования (п. 1 ч. 2 ст. 36, п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ). Соответственно, общество как собственник не только было лишено права эксплуатировать свои же автостоянки, но еще и права построить запланированный административно-гостиничный комплекс, что нарушало его права в области предпринимательской деятельности.

Представитель местной администрации настаивал на прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что оспариваемое решение Думы в другом деле уже проверялось на предмет законности и обоснованности и было признано недействительным в части. Суд обратил внимание на то, что тогда была аналогичная ситуация — нарушение указанных статей ГрК РФ, и соответственно применил аналогичный подход. Во втором деле оспаривалось не то же самое решение Думы, а подобное. А для признания нормативного акта недействительным необходимо вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившее по тем же основаниям соответствие именно оспариваемого решения Думы имеющему большую юридическую силу нормативному акту, в данном случае — соответствие правилам (п. 7 ст. 194 АПК РФ).

При этом представитель главы города и городской Думы (ответчики) настаивали на том, что права общества не нарушаются и оно может продолжать использование земельных участков, то есть продолжать эксплуатацию принадлежащих ему автостоянок и заниматься строи­тельством, ссылаясь на ч. 8 ст. 36 ГрК РФ. Но, по мнению суда первой инстанции, такие их доводы противоречили нормам о том, что строительство, как и реконструкция объектов капитального строительства, может осуществляться только при условии приведения в соответствие с градостроительными регламентами (ч. 9 ст. 36 ГрК РФ). Напомним, что последние содержатся в правилах (п. 8 ст. 1 ГрК РФ), и как раз правила были изменены оспариваемым решением городской Думы.

В апелляционной инстанции решение суда не проверялось. Суд кассационной инстанции его отменил и направил дело на новое рассмот­рение. В оспариваемом решении суда не был исследован вопрос о нахождении земельных участков общества в непосредственной близости от объектов культурного наследия, расположения участков в границах зон охраны объектов культурного наследия и связанных с этим правовых последствиях.

Дело в том, что рядом с такими объектами с целью их сохранности должны быть созданы охранная зона, зоны регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта, запрещающие или ограничивающие строительство и хозяйственную деятельность (ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). А на территории зон охраны памятника, под которым располагалась одна из принадлежащих обществу автостоянок, должен быть установлен режим содержания и использования с определенными ограничениями нового строительства и функционального использования с целью сохранения памятника как градоформирующего фактора (п. 1.4. Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утв. приказом Минкультуры СССР от 24.01.86 № 33). Кроме того, к участию в деле не привлечено лицо, представляющее неопределенный круг лиц, поскольку в деле затронуты публичные интересы (п. 6 ст. 46 АПК РФ).

При новом рассмотрении суд первой инстанции вновь удовлетворил заявленные обществом требования, приняв похожее на первоначальное решение. При этом было установлено, что зоны охраны объектов культурного наследия регио­нального значения еще не были разработаны и утверждены, соответственно, не установлены минимальные размеры таких зон. Они подлежат определению в каждом конкретном случае на основании заключения соответствующей экспертизы. Суд еще раз подтвердил, что оспариваемым решением городской Думы установленная зона Р-2 не предусматривала автостоянку и лишала возможности осу­ществлять запланированное обществом строительство. На этот раз окружной суд оставил решение суда первой инстанции в силе.

Позиция ВАС РФ

Президиум ВАС РФ отменил решение и постановление судов первой и кассационной инстанций и отказал в удовлетворении заявления общества, оставив решение городской Думы в силе.

Общество как собственник земельных участков может возводить на них здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство другим лицам при соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, требований о целевом назначении земельных участков, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (п. 1 ст. 263 ГК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ). Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки. Основанием для начала строительства объекта недвижимости является разрешение на строительство, которым в данном случае являлись выданные обществу ГПЗУ (ст. 51 ГрК РФ). Правила были изменены уже после выдачи ГПЗУ, что не противоречило действующему законодательству.

Судьи Президиума ВАС РФ признали ошибочным вывод судов и о том, что оспариваемое решение городской Думы нарушало права общества на эксплуатацию уже существующих автостоянок.

Правила призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в частности, с сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

То есть задачей органов муниципальных образований при разработке правил является не обес­печении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб интересам иных лиц, а установление между ними разумного и справедливого баланса по смыслу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ.

Кроме того, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного рег­ламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для объектов культурного наследия (ч. 8 ст. 36 ГрК РФ). Иными словами, общество может продолжать как эксплуатацию автостоянки, так и осуществлять запланированное строительство гостиничного комплекса. Также собственник может настоять на выкупе земельных участков (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).