Отечественные ювелиры не в состоянии конкурировать с китайскими и турецкими

| статьи | печать

Розничные продажи отечественных ювелирных изделий на внутреннем рынке систематически снижаются. К такому выводу пришли эксперты Пробирной палаты по результатам анализа данных Росстата за последние четыре года. По словам участников рынка, из-за недостаточного уровня господдержки отечественные ювелиры сегодня не могут составить конкуренцию мировым ювелирным лидерам — Турции, Таиланду, Китаю и Индии. Кроме того, продукцию российских производителей замещают на рынке нелегальные и «серые» изделия.

Проблемы ювелирного бизнеса участники рынка и эксперты осенью обсуждали на нескольких площадках. Как заявил на Международном ювелирном экономическом форуме руководитель ФКУ «Пробирная палата России» Александр Маркин, Россия продолжает уверенно занимать четвертое место в мировом рейтинге стран по потреб­лению ювелирных изделий, который составляет Thomson Reuters GFMS. При этом в нашей стране отмечается положительная динамика потребления золотых ювелирных изделий, в то время как, например, в странах Западной Европы, США и Саудовской Аравии этот показатель неизменно падает.

По данным пробирного ведомства, производство ювелирных изделий из золота и серебра вышло на докризисный уровень. Так, по итогам 2012 г., государственные инспекции пробирного надзора произвели опробование и клеймение 38,5 млн золотых и почти 51 млн серебряных изделий. В то же время по общей массе опробованных и заклейменных изделий от докризисного периода сектор отстает более чем на 30%.

А. Маркин сообщил, что положительную динамику подтверждают показатели экспорта за текущий год. Так, за 1-е полугодие 2013 г. из России вывезено более 4 т ювелирных изделий, что практически в два раза превышает суммарный объем 2012 г. При этом средний вес экспортируемых изделий вырос до 32 г. Однако детальный анализ этих цифр обнажает проблемы отечественной ювелирной индустрии. «Практически все ювелирные изделия не содержат драгоценных камней», — уточнил руководитель ведомства. По его словам, если подобная картина сохранится, то можно будет говорить об использовании экспорта изделий из драгоценных металлов в качестве «серых» финансовых схем.

По данным Росстата за последние четыре года розничные продажи ювелирных изделий, произведенных в России, систематически снижаются. При этом объем выручки в рознице растет. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. он увеличился почти на 15%, что составило без малого 20 млрд руб. А. Маркин обратил внимание, что стоимость драгоценных металлов (например, золота), по данным ЦБ РФ, практически не увеличивалась. Это, по мнению Пробирной палаты, означает, что именно нелегальные и «серые» изделия замещают на рынке продукцию отечественных производителей.

Участники рынка считают, что в активном развитии теневого сектора на отечественном ювелирном рынке виновато государство. «На сегодняшний день российский ювелирный бизнес существует скорее вопреки существующей государственной политике, чем благодаря ей. По многим критериям мы уже сегодня не в состоянии конкурировать с мировыми ювелирными лидерами — Турцией, Таиландом, Китаем и Индией, — и вступ­ление России в ВТО при существующей ситуации поставит отрасль в критическое положение», — заявил на конференции «Ювелирный рынок России» исполнительный директор ­«АДАМАС» Максим Вайнберг. Он подчеркнул, что в обозначенных странах существует развитая система финансирования производства, поддержка внедрения современных технологий, экспорта, вплоть до компенсации участия в выставках.

Говоря о недостатках отечественной ювелирной системы, отечественные компании также сетовали на то, что им необходимо подавать данные на каждого клиента, который приобретает продукцию на 15 000 руб., каждый день вечером складывать товары в сейф и утром выкладывать обратно, возить изделия в броневиках с охранниками, клеймить каждое изделие. Все это отражается увеличением издержек и в конечном итоге — на стоимости украшений для потребителя.