При исключении компании-должника из ЕГРЮЛ приставы возвращают исполнительный лист взыскателю

| статьи | печать

Исполнительный лист, выданный в отношении общества-должника, подлежит возврату взыскателю при фактическом прекращении деятельности общества и исключении его из ЕГРЮЛ как недействующей организации. В этом случае исполнительное производство оканчивается судебным приставом — исполнителем, а не судом (постановление Президиума ВАС РФ от 08.10.2013 № 6009/13 по делу № А78-6071/2011).

Суть дела

Между компанией и обществом был заключен договор энергоснабжения, по которому компания поставляла электроэнергию, а общество ее принимало и оплачивало. Общество задолжало поставщику оплату поставленной электроэнергии за период с мая по июнь 2011 г. Компания предъявила к оплате счет-фактуру, но общество оплату произвело частично.

Компания обратилась в суд с иском о взыскании неоплаченной обществом суммы. Суд иск удовлетворил и выдал исполнительный лист, который взыскатель направил в отдел УФССП России. Было возбуждено исполнительное производство, включенное в сводное исполнительное производство в отношении общества. В его ходе судебный пристав — исполнитель обнаружил, что общество (далее также — должник) было исключено из ЕГРЮЛ на основании решения налогового органа как фактически прекратившее свою деятельность. Пристав обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительных производств в отношении общества.

Судебное разбирательство

Определением суда первой инстанции судебному приставу — ­исполнителю было отказано в удов­летворении заявления. Суд по заявлению пристава может прекратить исполнительное производство по основаниям, предусмот­ренным законом (ч. 1 ст. 327 АПК РФ, п. 1 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 № ­229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон):

  • в случае смерти гражданина (взыскателя или должника), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, при отсутствии у него правопреемников и возможности реализовать его права доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
  • в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
  • в случае отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
  • в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Но в указанном перечне не значится исключение общества из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа как фактически прекратившего деятельность на основании п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Иных оснований для прекращения исполнительного производства пристав не указал, и законом они также не предусмотрены. Поэтому у суда оснований для прекращения исполнительного производства не было. Аналогичная позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.10.2009 № 7159/09 по делу № А26-2554/2007, хотя в этом деле пристав хотел прекратить исполнительное производство в связи с ликвидацией общества по результатам банкротства.

Суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к аналогичным выводам.

Позиция ВАС РФ

Президиум ВАС РФ оставил судебные акты в силе. Кроме того, судьи разъяснили, что при имеющихся обстоятельствах судебному приставу — исполнителю следовало возвратить исполнительный лист взыскателю самостоятельно, без обращения в суд. Ведь в результате ликвидации и исключения из ЕГРЮЛ общества как должника установить его местонахождение, а также принадлежащее ему имущество, включая денежные средства, невозможно, и эти обстоятельства являются основанием для такого возврата (п. 3 ч. 1 ст. 46 Закона). А исполнительное производство, соответственно, подлежит окончанию (п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона).