Январь не дает повода для оптимизма

| статьи | печать

Аналитики «ВТБ Капитала» подготовили очередной обзор состояния российской экономики — за январь. По их мнению, и статистика, и индексы, рассчитанные по опросам, показывают, что ситуация продолжает ухудшаться.

Индексы деловой активности говорят о неустой­чивости роста. PMI (purchase management index, индекс закупщиков) в промышленности в январе упал до 48,0 пункта — самое низкое значение с июня 2009 г. Индекс PMI в сфере услуг, который рос с сентября 2013 г., резко снизился — до 50,2; основным фактором стало ослабление внут­реннего спроса. Снижение внутреннего спроса плохо тем, что оно сдерживает рост производства и, соответственно, занятости.

Форвардные индикаторы предрекают дальнейшее ухудшение. Статистика показывает, что российские компании наконец начали адаптировать производство к условиям слабого спроса (проще говоря, принялись сокращать его), но запасы готовой продукции на складах производителей в январе выросли: сокращение новых заказов оказалось неожиданно сильным. Низкое соотношение новых заказов к товарным запасам производителей — 0,99 против среднего значения 1,12 в посткризисный период — сулит дальнейшее давление на динамику промышленного производства в ближайшее время.

Индекс деловых ожиданий в сфере услуг после резкого увеличения в декаб­ре прошлого года вернулся к отметке 61,7, низкой по историческим меркам.

Рост промышленного производства, по данным «ВТБ Капитала», в январе остался положительным — из-за невысокой базы прошлого января. Год начался холодной погодой, которая способствовала росту в добывающих отраслях (добыча газа, например, увеличилась на 0,6% в годовом сопоставлении — против снижения на 1,1% месяцем ранее) и увеличению выработки электроэнергии, но стала фактором сдерживания роста в строительном секторе. Первые показатели дея­­тельности обрабатывающих отраслей дают противоречивые сигналы.

С одной стороны, дальнейшее сокращение потребления электроэнергии — на 1,7% в годовом сопоставлении с поправкой на погодные факторы (минимум за последние девять месяцев) — подразумевает ослабление роста в отраслях с большим потреб­лением электроэнергии; с другой — относительно высокие темпы роста погрузки в сети РЖД (на 1,2% в годовом сопоставлении против 1,8% в декабре) и благоприятный эффект базы указывают, что рост промышленного производства мог остаться вблизи достаточно высокого декабрьского уровня.

Российские предприятия продолжают обращать особое внимание на производительность труда и ужесточать контроль за расходами, в том числе за счет численности персонала — темпы сокращения штатов в обрабатывающих отраслях и секторе услуг были вблизи многолетних минимумов. Несмотря на ослабление рубля, инфляция издержек в январе замедлилась; в то же время компании стараются ограничивать рост конечных цен (неудивительно, спрос-то слабеет), что отражается в по-прежнему исторически низких уровнях субиндексов PMI розничных цен.