Высока вероятность системного банковского кризиса

| статьи | печать

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования представил исследование, в котором проанализировал опережающие индикаторы системных финансовых и макроэкономических рисков (по данным статистики на 1 января 2014 г.). Ученые указывают на высокую вероятность возникновения системного банковского кризиса, но без перерастания в экономическую рецессию.

Центр так классифицировал вероятности реализации различных видов системных рисков:

  • возникновение системного банковского кризиса (до декаб­ря 2014 г.) — высокая;
  • продолжение системного банковского кризиса (после декаб­ря 2014 г.) — низкая;
  • возникновение рецессии в российской экономике (до декабря 2014 г.) — низкая;
  • системные кредитные риски (до августа 2014 г.) — средняя;
  • системные валютные риски (до декабря 2014 г.) — средняя;
  • системные риски ликвидности (до апреля 2015 г.) — средняя.

ЦМАКП отмечает, что, по данным статистики на конец декаб­ря 2013 г., значение индикатора возникновения системного банковского кризиса по-прежнему находится в области высокой вероятности, оно составило 0,119, что выше порогового уровня (0,098). С учетом длины «лага опережения» (один год) это означает, что кризис может возникнуть в период по декабрь 2014 г. включительно. Эксперты поясняют, что они понимают под системным банковским кризисом: «В соответствии с определением Demirguc-Kunt, Detragiache (1997), мы понимаем ситуацию, при которой реализуется, по крайней мере, одно из следующих условий: 1) доля проблемных активов в общих активах банковской системы превысила 10%; 2) произошло изъятие значительной доли депозитов или их «замораживание»; 3) с целью предотвратить последствия 1—2 была проведена вынужденная реорганизация/национализация значительной части (более 10%) банков или масштабная (в объеме более 2% ВВП) единовременная рекапитализация банков государством и/или компаниями.

Высокий уровень СОИ системного банковского кризиса обус­ловлен влиянием следующих частных индикаторов, входящих в его состав:

  • темпы прироста ВВП, которые стабилизировались на низком уровне (1,3—1,5% в год). Это является фундаментальным фактором, ограничивающим доходы заемщиков и, соответственно, усиливающим кредитные риски банков;
  • уровень безработицы. Он продолжает повышаться, что является крайне негативным фактором с точки зрения платежеспособности заемщиков — физических лиц. Негативное влияние этого фактора даже сильнее, чем влияние стагнации реальных доходов домашних хозяйств. В декабре 2013 г. доля безработных в экономичес­ки активном населении составила 5,6%, что на 0,5 п.п. выше показателя аналогичного периода 2012 г.

В последние полгода наметились позитивные сдвиги — динамика заимствований населения стала снижаться, что дает определенные шансы на «мягкую посадку» перегретого розничного кредитного рынка. Важным фактором, сдерживаю­щим дальнейший рост риска возникновения системного банковского кризиса, является снижение реального эффективного курса рубля (на это указывает динамика соответствующего частного опережающего индикатора, входящего в СОИ). Во-первых, ослабление рубля поддерживает прибыль банковского сектора, компенсируя убытки, вызванные ухудшением качества выданных кредитов. Во-вторых, в перспективе этот фактор способен повысить доходы предприятий-заемщиков за счет улучшения условий ценовой конкуренции с импортом и повышения эффективности экспорта.

Значение индикатора возникновения рецессии в перспективе года (отрицательных темпов прироста ВВП за скользя­щий год к предшествующему скользя­щему году) в декабре 2013 г. немного выросло и составило 0,090 (против 0,088 месяцем ранее, данные уточняются из-за лагов выхода статистики). Это по-прежнему ниже порогового уровня (0,18).

Основной фактор роста вероятности вхождения в рецессию — снижение отношения счета текущих операций платежного баланса к ВВП (в годовом выражении). При этом все остальные компоненты индикатора постепенно улучшаются (или хотя бы не ухудшаются): на протяжении уже полугода индикатор системного банковского кризиса практически не растет (хотя и находится выше своего порогового уровня — см. ранее), снижается отношение банковских кредитов к депозитам (это может означать плавное завершение кредитного бума), улучшаются ожидания российских компаний, ожидания относительно рос­та американской экономики стабилизировались на высоком уровне.

Вероятность выхода из рецессии российской экономики оценивается как высокая. То есть если бы рецессия все-таки произошла (несмотря на то, что индикатор входа в рецессию в настоящее время указывает обратное), то она продолжалась бы менее года.