Россия не будет банкротить Украину

| статьи | печать

События в соседней с ­Россией республике побудили экономистов инвестиционного банка Morgan Stanley подготовить обзор украинской экономики. Банк приводит данные украинской статистики, согласно которым рост ВВП Украины в прошлом году оказался ровно нулевым. Это значительно отличается и от прогноза самого Morgan Stanley, который считал, что будет рост в 1,2%, и от консенсус-прогноза экономис­тов, которые полагали, что ВВП Украины сократится на 0,7%.

Объяснение такому не­совпадению эксперты инвестбанка видят в значительном и неожиданном снижении запасов.

Потребление домохозяйств, по данным украинской статис­тики, продолжило ­замедляться: если в 2012 г. был рост 12%, то в прошлом — всего 6,7%, ­замедлялся и оборот розничной торговли — с 9,8 до 9,5%.

Значительно снизились инвес­тиции в украинскую экономику — на 8,7% в сравнении с 2012 г., что, по мнению экспертов банка, объясняется прежде всего плохим предпринимательским климатом в стране (речь идет отнюдь не только о последних месяцах).

События января — февраля вынудили Morgan Stanley снизить прогноз для ВВП Украины с –1,2% до –2%. До переворота в Киеве инвестбанк считал, что российские деньги и некоторое смягчение экономической политики в преддверии выборов дадут украинским домохозяйствам стимул к увеличению потребления. Но существующая политическая неопределенность и пока почти остановившаяся экономическая активность (к примеру, основная статья экспорта для Украины — сталь, так вот, выплавка стали в январе сократилась сразу на 8,7% по сравнению с январем 2013 г.) не позволяют надеяться на скорое улучшение в экономичес­кой сфере. Налаживание новой властью жизни под себя может дать эффект, но вряд ли он будет быстрым.

Дополнительное напряжение для экономики создает ситуация на валютном рынке. В январе население Украины приобрело 660 млн долл. — и это после того, как в декабре было приобретено 940 млн долл.!

Положение ухудшается еще и тем, что основные торговые партнеры Украины — Казахстан, Россия и Турция — провели девальвации национальных валют: Казахстан на 20%, Россия — на 5%, Турция — на 15%. Национальный банк Украины пытался реагировать и потратил из своих резервов 1,7 млрд долл. на поддержку гривны. К этому надо добавить расходы на обслуживание украинского госдолга в размере 1,1 млрд долл, что оставило у Украины всего 17,8 млрд долл. резервов — это покрывает экспортные потребности страны в продолжение всего двух с половиной месяцев.

Интересно, интересуются эксперты, оставит ли в силе в новой ситуации нацбанк Украины те временные ограничения, которые он ввел для валютных операций на межбанковском рынке в связи с резким ростом спроса на валюту (например, необходимость при покупке валюты замораживать на счету соответствующую сумму в гривнах на срок шесть дней, в которые может быть поставлена валюта).

Удача новых властей состоит в том, что внешние выплаты в феврале и марте будут незначительными — 540 и 300 млн долл., причем из них 560 млн долл. — это погашение кредита МВФ, который в нынешних условиях явно будет весьма покладистым кредитором. Важно и то, что из 3,3 млрд долл., которые «Нефтегаз Украины» был должен «Газпрому», чуть более половины, а именно 1,68 млрд, как заявил исполняющий обязанности министра энергетики Украины Эдуард Ставицкий, уже погашены.

Украина, несмотря на произо­шедшие политические события, продолжает пользоваться расположением российских финансовых властей. Как заявил замминистра финансов Сергей Сторчак в интервью телеканалу «Россия 24», Россия не намерена объявлять дефолт по долговым обязательствам Украи­ны: «Посмотрим, кто этот дефолт будет объявлять. Мы, естественно, этот дефолт объявлять не собираемся, это уже очень важно для самого дебитора. Мы рассчитываем на то, что в кредитных отношениях с Российской Федерацией заемщик будет постоянно помнить о необходимости поддержания высокого уровня своей кредитной истории».

Объясняя эту свою позицию, Сторчак указал, что российская и украинская экономики близки и что российские корпорации, которые работают на украинском рынке, будут заинтересованы в государственной поддержке, прежде всего в государственной гарантийной поддержке.