Правительство считает, что законодательство о торговле нуждается в антимонопольных добавках

| статьи | печать

В законодательство о регулировании торговой деятельности планируются изменения. В частности, предлагается распространять антимонопольные запреты, установленные в Федеральном законе «Об основах торговой деятельности в Российской Федерации», также и на лиц, которые входят с покупателем продовольственных товаров (­ретейлером) в одну группу в смысле антимонопольного законодательства. ФАС России также хочет расширить перечень запрещенных условий, которые нельзя включать в договоры поставки продовольственных товаров, реализуемых через торговые сети.

На портале ­regulation.gov.ru размещен текст правительственного законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предполагает доработку норм Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельнос­ти в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле). Указанный закон действует с начала 2010 г. и, по мнению правительства, уже нуждается в изменениях. Сопутствующие поправки планируются и в КоАП РФ. Разработан законопроект Федеральной антимонопольной службой России, что очень заметно по пояснительной запис­ке — большая ее часть говорит об ущемлении прав поставщиков торговыми сетями, которые имеют рыночную власть.

Сейчас проект проходит процедуру публичного обсуждения, замечания к нему можно направить до 4 марта по адресу элект­ронной почты uryukina@fas.gov.ru.

Главное новшество заключается в том, что антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов должны будут распространяться также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № ­135-ФЗ «О защите конкуренции». Причиной, по которой эти изменения необходимы, стала нечеткая формулировка определения торговой сети, в которой речь идет об объектах, находящихся под общим управлением. В то время как торговыми объектами, находящимися под общим управлением, являются торговые объекты, находящиеся у хозяйствующего субъекта, осуществ­ляющего торговую деятельность, а также находящиеся у иных хозяйствующих субъектов, образующих с ним одну группу лиц.

В статью 9 Закона о торговле законопроектом предлагается внести новую ч. 13, в которой содержатся новые запреты как для торговых сетей, так и для их поставщиков. Так, ФАС России считает нужным запрет на:

■ взимание платы либо осуществление оплаты за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты;

■ взимание платы либо осуществление оплаты за изменение ассортимента продовольственных товаров;

■ возмещение расходов в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

■ возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров. Данное ограничение не распространяется на возмещение расходов, связанных с компенсацией уплаченных сумм штрафов хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, из-за несоответствия ранее поставленного товара требованиям закона по вине ­поставщика.

Также разработчики обратили внимание на то, что Закон о торговле оперирует понятием «ярмарка», в то время как ее определения в самом законе нет. Законопроект этот пробел восполняет: под ярмаркой предлагается понимать форму торговли, организуемую в установленном месте и на установленный срок с предоставлением торговых мест с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров цен.