Богатым везло и в тринадцатом году

| статьи | печать

Ничего неожиданного: богачи становятся все богаче, а тратить деньги им становится все приятней. В прошлом году сверхбогатые люди в мире установили массу рекордов. Вот, к примеру, редкий экземпляр Ferrari Spider 1967 г. выпуска был куплен за невообразимые 27,5 млн долл. А «Три этюда Люсьена Фрейда» Френсиса Бэкона — за беспрецедентые 142,2 млн долл. А ящик вина Domaine de la Romanee-Conti урожая 1978 г., признанного винными критиками практическим совершенством, стал жемчужиной чьей-то коллекции за потрясающие 476 405 долл.

В прошлом году всемирный клуб сверхбогатых людей, чье состояние превышает 30 млн долл., пополнился 5000 новых членов; теперь в нем более 167 000 человек — таковы данные очередного ежегодного Отчета о богатстве, подготовленного компанией Knight Frank, — она специализируется на управлении недвижимостью.

Итак, по ее данным, за последнее десятилетие количество сверхбогатых выросло на 59%, а если брать только миллиардеров — то аж на 80%, таких в мире теперь 1862 человека.

Богачи и сами признают, что прошлый год выдался для них удачным: три четверти из них сообщили, что их активы выросли, и всего 4% пожаловались, что обеднели. (Knight Frank получает свои данные, опрашивая 600 инвестиционных банкиров, которые представляют интересы 23 000 богачей.)

Больше всего мультимиллионеров и миллиардеров по-прежнему в США, Германии и Японии, но весьма быстро растет число сверхсостоятельных людей и в других странах, в том числе на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Австралазии. По прогнозу Knight Frank, в Китае, например, через десять лет будет 322 миллиардера — больше, чем в России, Франции, Великобритании и Швейцарии вместе взятых. В США к тому времени станет 503 миллиардера — а сейчас их 417, сообщает Knight Frank.

Ну и поскольку Отчет о богатстве составляет компания, управляющая недвижимостью, она обращает особое внимание на инвестиции именно в этот сектор экономики. И у Knight Frank выходит, что именно этот сектор — наиболее привлекательная арена для вложения средств сверхбогатых людей: они покупают гостиницы по всему миру, офисные башни в Брюсселе и торговые помещения в Польше. Интересно, что у типичного богача примерно 30% богатства — стоимость его основной резиденции и, говоря по-русски, дачи, вроде виллы на берегу моря или шале на горнолыжном курорте. По данным Knight Frank, не проходит и мода на приобретение винодельческих угодий — особенно, конечно, французских.

Кто главные покупатели? — ну, конечно, китайцы.

Растущее благосостояние богачей чувствуют на себе и производители предметов роскоши. Например, продажи автомобилей Rolls Royce (марка принадлежит компании BMW) стали рекордными в прошлом году, и главный вклад в этот рекорд внесли развивающиеся рынки — на Ближнем Востоке продажи выросли на 17%, а в Китае — на 11%. Другая знаменитая марка автомобилей — Porsche — в нынешнем году откроет продажи в Кении, где появление богачей связывают с деятельностью сомалийских пиратов, организовавших ажиотажный спрос на недвижимость в этой относительно спокойной африканской стране.

Knight Frank указывает, что новые богачи из развивающихся стран могут тратить деньги вовсе не только на роскошные товары, но и на укоренение в развитых странах. Мальта приглашает людей, способных расстаться примерно с миллионом долларов, купить ее гражданство — причем жить на Мальте для этого не обязательно; Испания и Португалия готовы давать не гражданство, но вид на жительство в обмен на более скромные инвестиции, и опять-таки не требуют длительного нахождения на своей территории; тем же курсом следуют Латвия и Эстония.

Наконец, есть так называемые инвестиционные визы: США выдает таких до 10 000 в год, и 80% из них получают (то есть покупают) китайцы.

Ну и еще некоторые любопытные подробности из Отчета о богатстве. В прошлом году наиболее быстрорастущим сектором инвестиций сверхсостоятельных людей стало искусство. Автомобильный индекс (рассчитывается по классическим коллекционным моделям) за последние пять лет вырос на 121%, нумизматические коллекции подорожали на 91% за тот же период, а филателистические — более чем на 50%.

Хуже всего обстояло дело с коллекционными предметами мебели — в среднем они подешевели на 16%.