«Алкогольная» лицензия против «медицинской»: опыт преодоления законодательного пробела

| статьи | печать

Закон запрещает выдачу лицензий на розничную торговлю алкоголем, если такая реализация будет осуществляться вблизи медицинского учреждения. Но вот обратного запрета для получения медицинских лицензий в законе нет. Этот пробел ставит торгующие алкоголем организации в затруднительное положение, если рядом с ними открывается медицинское учреждение. Такое соседство не мешает получению медицинской лицензии, но мешает продаже алкоголя.

Многообразие жизненных ситуа­ций, их постоянное усложнение стимулирует нашего оте­чественного законодателя к совершенствованию режима правового регулирования общественных отношений. Однако по объективным причинам в законодательстве всегда имеются пробелы, из-за несовершенства юридической техники отдельные правовые нормы могут неоднозначно истолковываться и, как следствие, применяться на практике. Явление это неизбежное, и предпринимать меры к минимизации негативных последствий от него можно и нужно, но полностью исключить их, к сожалению, нельзя. Автор настоящей статьи в своей практике столкнулся с интересной практической задачей, которая, показавшись довольно простой на первый взгляд, на деле обернулась определенными труднос­тями, и вызвано это было как раз законодательным пробелом в регулировании правоотношений в сфере лицензирования.

Торговать алкоголем вблизи медицинских учреждений запрещено

Организация в своем ресторане предоставляла услуги общественного питания и реализовывала клиентам алкогольную продукцию, имея соответствую­щую действующую лицензию. Помещения, в которых располагался ресторан, организация-ресторатор занимала продолжительное время на основании заключенного с собственником помещения договора аренды.

В здании (торговом цент­ре) наряду с рестораном имелись и иные помещения, которые арендовали компании различной специализации. Один из новых арендаторов, чье помещение располагалось в непосредственной близости от ресторана, собрался получать лицензию на осуществление медицинской деятельнос­ти. В связи с этим у ресторатора возник вопрос, влечет ли это для него какие-либо неблагоприятные последствия, в частности необходимость освободить занимае­мые помещения или обязанность прекратить деятельность по реализации алкогольной продукции, учитывая соседство с будущей медицинской организацией.

Выводы, которые были сделаны в результате анализа правовых норм, оказались для рес­торатора неутешительными. Действующим законодательством РФ предусмотрены ограничения в части деятельности организаций и предпринимателей, реализующих алкогольную продукцию: не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», далее — Закон № 171-ФЗ; п. «а» ч. 2 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425).

Прилегающая территория включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяе­мую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены названные организации и (или) объекты. Максимальное значение расстояния от медицинских организаций до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимального значения указанного расстоя­ния в муниципальном образовании более чем на 30%.

В столице данный вопрос регулируется п. 3 и 7 постановления Правительства Москвы от 28.12.2005 № 1069-ПП (в ред. от 05.07.2013) «О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции». Согласно этим положениям запрещается розничная продажа алкогольной продукции на расстоянии до 25 метров от медицинских организаций, вокзалов, аэропортов, станций метрополитена, железнодорожных платформ, объектов военного назначения, объектов спорта. Если предприя­тие розничной торговли или общественного питания находится внутри торгового центра (торгового комплекса), иного здания, строения, при установлении расстояний от указанных предприя­тий до предприятия, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, учитывается расстояние внутри торгового центра (торгового комплекса), иного здания, строения до входных дверей для посетителей указанного предприятия.

За нарушение данного запрета предусмотрена ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой, а для юридических лиц — в размере от 50 000 до 100 000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ).

Помещения ресторатора, в котором он осуществлял свою дея­тельность, находились на расстоянии менее десяти метров от входа будущего медицинского центра, поэтому опасения по поводу дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности имели под собой веские основания.

Требовать аннулирования медицинской лицензии оснований нет

Медицинская деятельность подлежит лицензированию на основании п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а порядок лицензирования данного вида деятельности установлен постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра „Сколково“)» (далее — постановление № 291).

Такого основания для отказа в выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности, как расположение рядом с местом планируемого медицинского центра ресторана, осуществляющего реализацию алкогольной продукции, действующим законодательством РФ не предусмотрено. Такой запрет устанавливается лишь для случаев, когда рядом с уже действующей медицинской организацией иная организация планирует начать осуществление деятельности по розничной продаже алкоголя.

Одним из лицензионных требований и условий для получения медицинской лицензии является наличие здания, строе­ния, сооружения и (или) помещения, принадлежащего соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимого для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающего установленным требованиям (п. 4 Положения, утв. постановлением № 291).

Вместе с тем соответствие имеющихся у соискателя медицинской лицензии помещений установленным нормам касается таких требований, как санитарные, эпидемиологические, противопожарные и т.п. Нахождение рядом с местом планируемого размещения медицинского центра ресторана, реализующего алкоголь, не может рассмат­риваться как несоответствие имеющихся у соискателя медицинской лицензии помещений установленным требованиям, поскольку таких требований попросту нет. Очевидно, что такое «соседство» не может стать и основанием для отказа в выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Более того, у компании-ресто­ратора отсутствует также право на подачу иска об аннулировании выданной медицинской лицензии, поскольку закон такой возможности не предусмат­ривает. Порядок выдачи, при­остановления и аннулирования лицензии регламентирован соответствующими нормативными правовыми актами РФ, которые не содержат указания на подобное право.

Ресторатору нет смысла обращаться в лицензирующий орган, на рассмотрение которого будет представлен пакет документов для выдачи медицинской лицензии, поскольку его обращения для последнего никакого значения не имеют и при принятии решения о выдаче лицензии не учитываются. Он также не вправе обратиться с иском в суд о запрете деятельности медицинского учреждения по той причине, что свою деятельность последнее будет осуществлять на основании выданной медицинской лицензии, выданной на законных основаниях и не отозванной в установленном порядке.

При этом закон не устанавливает прямо и возможность каким-либо образом пресечь дея­тельность ресторана по розничной продаже алкоголя в связи с расположением рядом с медицинской организацией. Ресторатор занимает помещения под размещение ресторана на основании заключенного с собственником договора аренды, и выселить его собственник вправе по основаниям, предусмотренным законом или договором (ст. 619 ГК РФ). У контролирующих органов, равно как и у медицинской организации, таких правомочий нет, как нет и права обращаться с иском в суд о запрете ресторатору осуществлять деятельность в арендуемых помещениях.

В пределах всего срока действия договора аренды ресторатор вправе на законном основании занимать помещения и вести в них свою предпринимательскую деятельность.

Ресторатор во всяком случае занял помещения под размещение ресторана раньше того момента, когда другой арендатор решил получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Реализацией алкогольной продукции ресторатор также занимается на основании лицензии, полученной им в установленном порядке и неото­званной.

Вместе с тем указанные обстоятельства ни сами по себе, ни взятые в совокупности не являются достаточными для того, чтобы оставить ресторатору выданную алкогольную лицензию, поскольку законом императивно установлен запрет на реализацию алкогольной продукции на территории, прилегающей к медицинским организациям.

Данный запрет сформулирован четко и недвусмысленно и не предусматривает какого-либо иного истолкования. Поскольку иного из закона не следует, рассматриваемый запрет действует в отношении всех без исключения случаев, когда дело касается осуществления реализации алкогольной продукции вблизи территории, прилегаю­щей к медицинским организа­циям.

Закон не делает исключения для случая, когда ресторатор получил помещения в аренду и начал реализацию алкогольной продукции задолго до того, как помещения вблизи него в аренду получил медицинский центр и подал пакет документов для получения медицинской лицензии. С того момента, когда медицинский центр получает свою лицензию и вправе будет заниматься осуществлением указанных в ней видов деятельности, положение ресторатора, реализующего алкогольную продукцию, становится нелегитимным.

Императивный запрет на осуществление деятельности должен учитывать «стаж» коммерсантов

В Департаменте здравоохранения города Москвы в ходе устной консультации подтвердили: тот факт, что занимаемые медицинским центром помещения граничат с помещения­ми ресторана, где продается алкоголь, не является основанием для отказа в выдаче медицинской лицензии. Если соискатель лицензии в полной мере соответствует всем обязательным лицензионным требованиям и условиям, запрошенная медицинская лицензия будет ему выдана. Если даже таким решением ущемляются права и законные интересы ресторатора, данное обстоятельство значения не имеет и во внимание не принимается.

Более того, сотрудник Департамента здравоохранения города Москвы сообщил, что к нему регулярно в порядке межведомственного взаимодействия обращаются сотрудники Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы с запросами о том, кому и в каких мес­тах были выданы медицинские лицензии. Если в результате проверки рестораторов выявляется нарушение запрета осуществлять реализацию алкогольной продукции вблизи территории, прилегающей к медицинским организациям, то нарушитель лишается лицензии.

Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением данного закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в различных случаях, в частности при выявлении нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии (ст. 20 Закона № 171-ФЗ).

Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции. А нарушение запрета на осуществление реализации алкогольной продукции вблизи территории, прилегающей к медицинским организациям, как раз и является нарушением особых требований.

Таким образом, стоит только медицинскому центру или иной медицинской организации получить медицинскую лицензию, в расположенных вблизи помещениях, в которых происходит реализация алкогольной продукции (бары, кафе, рестораны, клубы и др.) должна быть прекращена реализация алкоголя, несмотря на то что у владельцев таких объектов есть действую­щая алкогольная лицензия и помещения под размещение объектов они получили до того момента, как рядом появилась медицинская организация.

Такое положение вещей является несправедливым, поскольку в силу ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая дея­тельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. При этом все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).

Приведенные конституционные положения в своем нормативном единстве означают, что если государство в принципе допускает такой вид предпринимательской деятельности, как реализация алкогольной продукции в различных заведениях, то коммерсантам, которые им занимаются, должны быть созданы равные и недискриминационные условия для доступа на рынок, как и для остальных предпринимателей, занимающихся иными видами деятельности, в частности оказанием медицинских услуг населению.

От выдачи лицензий на реализацию алкогольной продукции государство получает сборы и налоги, зачисляемые в казну, которые составляют ее доходную часть, позволяющую государству выполнять свои расходные обязательства. Правомерно осуществляемая с соблюдением лицензионных требований и условий деятельность по реализации алкогольной продукции на основании выданной в установленном порядке лицензии не должна сворачиваться только по той причине, что вблизи места ее осуществления появляется медицинская организация. Тем более что такое появление не требует согласия уже действующего рес­торана, бара и т.д.

Императивный запрет на реализацию алкоголя вблизи территории, прилегающей к медицинским организациям, адресован коммерсантам, занимающимся такой реализацией. Однако в том случае, когда он уже занимается такой деятельностью в арендуемых помещениях и рядом собирается начать свою дея­тельность медицинская организация, указанный запрет, по нашему мнению, следовало бы адресовать именно ей. Соискатель медицинской лицензии перед подачей пакета документов в лицензирующий орган должен оценить условия осуществления своей будущей деятельнос­ти, в частности, установить, имеются ли вблизи места ее проведения арендаторы, владеющие объектами, в которых реализуется алкоголь. Он не лишен возможнос­ти выбрать другие мес­та, в которых торговля алкогольными напитками не ведется.

Такой подход позволяет учесть интересы всех участников гражданского оборота, не противоречит закону и не ущемляет их права. Однако на практике приведенные аргументы суд в случае возникновения спора едва ли посчитает убедительными. Поэтому рес­тораторам при возникновении угрозы их положению следует отстаивать свои интересы посредством переговоров с собственником помещений, предложив ему наиболее выгодные и привлекательные условия сотрудничества. В такой ситуации тот сможет решить, кто из двух арендаторов — ресторатор или медицинская организация — для него более важен.