Преображение российской судебной системы стремительно набирает обороты

| статьи | печать

Вслед за объединением Высшего арбитражного и Верховного судов РФ в единый мегасуд, разработкой нового лица третейских судов, под горячую руку реформаторов судебной системы России попал и Конституционный суд. Поправки в соответствующий закон, внесенные депутатом-единороссом на рассмотрение Госдумы буквально пару недель назад, в рекордные сроки прошли все три чтения в нижней палате парламента, и 28 мая уже были одобрены Советом Федерации. Текста закона за подписью главы государства можно ждать со дня на день.

Легко и непринужденно за пару недель парламент пропустил через себя депутатский проект федерального конституционного закона № 519829-6 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О Конституционном Суде Российской Федерации“», вносящий изменения в 19 статей указанного закона. Поправки касаются организации деятельности Конституционного суда РФ, правомочности осуществления им своей деятельности, процедур рассмотрения дел и разрешения обращений.

Законодатели взяли курс на скоростной рекорд

Законопроект депутата-едино­росса Виктора Пинского, к которому позднее присоединились коллеги по партии Михаил Маркелов, Рафаэль Марданшин и Анатолий Выборный поступил на рассмотрение Госдумы 13 мая 2014 г. и сразу же начал претендовать на рекорды по скорости принятия. На следующий день после поступления в Госдуму проект уже был рекомендован к принятию профильным Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству. 20 мая он был принят депутатами в первом чтении с предложением внести поправки на следующий день. Обратим внимание читателей, что речь идет о поправках в федеральный конституционный закон, регулирую­щий деятельность Конституционного суда России!

Интересно (и прискорбно одновременно), что согласно п. 5 ст. 119 Регламента Государственной думы ФС РФ (утв. постановлением ГД ФС РФ от 22.01.98 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации») срок представления поправок, как правило, не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ менее 30 дней. Вопросы установления системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельнос­ти относятся к ведению Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ). Значит, к ним относится 15-дневный срок. Однако оговорка «как правило» позволяет законодателям этот срок не соблюдать, чем они и решили воспользоваться в данном случае. То есть, по сути, срока для представления поправок в законопроект, рассмотренный в первом чтении, в Госдуме нет.

23 мая законопроект был принят сразу во втором и третьем чтении в целом. Причем таблица поправок к отклонению и поправок к принятию состояли лишь из одного пункта каждая. В то время как депутаты Госдумы при обсуждении законопроекта задавали множество вопросов и выражали свое несогласие со спринтерским способом обсуждения документа.

Спустя еще несколько дней, 28 мая, уже закон одобрил Совет Федерации (постановление от 28.05.2014 № 201-СФ ). Теперь дело только за главой государства, и новая редакция Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — Закон о КС) вступит в силу со дня официального опубликования поправок (ст. 2 закона).

Для толкования Конституции девяти судей достаточно

Закон предлагает дополнить перечень вопросов, которые рассматривает КС РФ, новым пунктом — проверкой на соответствие Конституции РФ вопроса, выносимого на всероссийский референдум в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума РФ. В пояснениях профильного комитета к закону сказано, что данное изменение согласуется с п. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». С чем согласуются иные принятые впопыхах поправки, ни профильный комитет, ни разработчики до­кумента, к сожалению, никого известить не пожелали.

Среди новшеств, внесенных в Закон о КС РФ, — возможность суда осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего количества судей (сейчас — трех четвертей, ч. 2 ст. 4 Закона о КС). Необходимость внесения подобных изменений понятна еще меньше, чем необходимость объединения верховных судов.

Более того, количеством голосов в две трети от числа действующих судей, а не общего количества судей, как сейчас, КС РФ сможет принимать решения (ч. 5 ст. 18, ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 72 Закона о КС в ред. закона). Общее количество судей КС РФ определено Конституцией РФ — их должно быть 19. Две трети от этого числа будут достаточны для работы суда (13 человек). И две трети от этих 13 человек — 9 судей — смогут принимать легитимные решения.

Сейчас при выбытии судьи КС РФ из состава суда кандидатуру нового судьи президент должен предложить Совету Федерации в течение месяца (ч. 4 ст. 9 Закона о КС). Поправками предлагается распространить это правило лишь на случаи, когда при выбытии судьи общая численность судей КС РФ окажется менее двух третей, то есть суд просто не сможет продолжить свою работу. В остальных же случаях срок для предложения кандидатур будет неопределен и станет зависеть лишь от желания главы государства.

Аналогичная поправка вносится в ч. 6 ст. 23 Закона о КС, которая регламентирует срок представления кандидатуры на пост председателя или заместителя председателя КС РФ президентом. Сейчас этот срок составляет два месяца со дня открытия соответствующей вакансии, а после вступления поправок в силу такого срока в законе вообще не будет. Фактически КС РФ может остаться без председателя суда на неопределенно долгий срок.

Указанные новшества касаются и случаев, когда выбытие судьи связано с достижением им предельного 70-летнего возраста. Сейчас такие судьи продолжают работу до принятия решения по делу, начатому с их участием, или до назначения нового судьи. Согласно ст. 12 Закона о КС в новой редакции ждать назначения преемника судьям не придется — на пенсию можно уходить сразу. А подбирать кандидатов на замену, как уже было сказано, Президент РФ сможет сколь угодно долго. Исключение то же самое — если после выбытия судьи количество судей станет менее 13 человек. Тогда ему придется дождаться, пока Президент РФ предложит его замену Совету Федерации. Когда это случится — неизвестно, потому и судья фактически сможет исполнять свои обязанности хоть до самой смерти.

Из Закона о КС также исключается указание на двухмесячный срок предварительного рассмотрения судьей обращения, поступившего в суд. В то же время решение о принятии обращения к рассмотрению должно быть принято в течение трех месяцев с момента регистрации обращения. То есть предварительное рассмотрение в любом случае не может быть дольше этого срока.

к сведению

Вчера, 28 мая, завершила свою работу Специальная квалификационная коллегия судей, главной целью которой был отбор и рекомендация кандидатов в судьи, в том числе на руководящие должности, нового объединенного Верховного суда РФ (см. «ЭЖ», 2013, №48, с. 7). Так, на должность председателя объединенного Верховного суда был рекомендован (а затем одобрен Советом Федерации) нынешний председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. Его первым заместителем, без перемены нынешней должнос­ти, станет Петр Серков. На должности заместителей председателя Верховного суда РФ и председателей Судебных коллегий ВС РФ Специальной квалификационной коллегией судей рекомендованы:

  • Олег Свириденко, который сейчас возглавляет ФАС Центрального округа — на должность председателя Судебной коллегии по экономическим спорам (по сути, преемником Антона Иванова, нынешнего председателя Высшего арбитражного суда РФ);
  • Владимир Хомчик, председатель Военной коллегии ВС РФ, рекомендован на должность председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих;
  • Татьяна Петрова, судья Верховного суда РФ, рекомендована на должность председателя судебной коллегии по административным делам;
  • Василий Нечаев, заместитель председателя действующего ВС РФ, рекомендован на должность председателя Судебной коллегии по гражданским делам;
  • Владимир Давыдов, судья Верховного суда РФ, рекомендован на должность председателя Судебной коллегии по уголовным делам;
  • Галина Манохина, судья Верховного суда РФ, рекомендована на должность председателя Апелляционной коллегии;
  • Сергей Рудаков, судья Верховного суда РФ, рекомендован на должность председателя Дисциплинарной коллегии.

Как видим, руководящие должнос­ти в объединенном мегасуде займут преимущественно нынешние судьи Верховного суда РФ, за исключением Олега Свириденко, который неожиданно сольно будет представлять систему арбитражных судов в формально новом судебном органе.