Кассовые операции теперь ведем по-новому

| статьи | печать

С 1 июня 2014 г. вступило в силу указание Центрального банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У, которым утвержден новый порядок ведения кассовых операций. Посмотрим, чем этот документ отличается от своего предшественника — Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденного Банком России 12.10.2011 № 373-П.*

Новшества для ИП и малых предприятий

Начнем с самого главного нововведения: индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства (в том числе и микропредприятия) получили право вести кассовые операции в упрощенном порядке. Для того чтобы понять, какие организации могут им воспользоваться, нужно обратиться к Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 4 данного закона к малым предприятиям относятся юридические лица при выполнении следующих условий:

■ суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

■ средняя численность работников организации за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек (для микропредприятий — 15 человек);

■ выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (для микропредприятий — 60 млн руб.).

В чем же заключается упрощенный порядок ведения кассовых операций?

Во-первых, индивидуальные предприниматели и малые предприятия могут не устанавливать лимит остатка наличных денежных средств в кассе. В связи с этим возникает вопрос: что делать с приказом об утверждении лимита остатка наличных денег на 2014 г.? Если его оставить действующим, то получается, что до конца года нужно будет придерживаться установленного норматива. Если же его отменить, то проверяющие расценят это как отсутствие лимита с начала года, в то время когда он был необходим. На наш взгляд, в этом случае целесооб­разно издать новый приказ, в котором со ссылкой на новый порядок ведения кассовых операций отказаться от установления лимита остатка денег в кассе.

Во-вторых, индивидуальные предприниматели могут не оформлять кассовые документы (приходные и расходные кассовые ордера), а также не вести кассовую книгу. В порядке ведения кассовых операций уточнено, что такой поблажкой могут воспользоваться те предприниматели, которые в соответствии с НК РФ ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогооб­ложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности. Не совсем понятно, почему ЦБ РФ сделал на этом акцент. Под данный критерий подпадают абсолютно все предприниматели. Ведь и на общей системе налогообложения, и на упрощенной системе, и на патентной системе, и при уплате ЕСХН бизнесмены ведут книгу учета доходов или доходов и расходов. А на ЕНВД коммерсанты ведут учет физических показателей, характеризующих определенные виды деятельности.

Точечные поправки

В остальном новый порядок ведения кассовых операций не претерпел глобальных изменений, хотя изначально разработчики этого документа планировали достаточно много новаций, в том числе утверждение новых форм кассовых документов. Тем не менее изменения есть.

Специалисты ЦБ РФ уточнили круг лиц, на которых распространяется порядок ведения кассовых операций. В прежнем порядке было сказано, что он распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет (за исключением Центробанка), а так же на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Теперь же порядок ведения кассовых операций установлен для юридических лиц (кроме Центробанка и кредитных организаций). Данное уточнение связано с тем, что с 2013 г. бухгалтерский учет ведут все без исключения организации (подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому теперь указание на то, что порядок ведения кассовых операций распространяется и на упрощенцев, не имеет смысла.

Как и прежде, в порядке определения лимита остатка денег в кассе присутствуют две формулы. Они не изменились. Одна позволяет рассчитать лимит исходя из сумм наличной выручки, а вторая — исходя из сумм расходования денежных средств из кассы. Раньше в порядке говорилось, что если у организации отсутствует наличная выручка, то лимит кассы нужно устанавливать по второй формуле. Сейчас такого уточнения в порядке нет.

Есть изменения в порядке установления лимитов подразделений организаций. Раньше для обособленных подразделений устанавливался свой лимит только в том случае, если специально для них открыты расчетные счета в банках. В этом случае организация рассчитывала свой лимит без учета остатка денежных средств, хранящихся в таких подразделениях. Если же у организации есть подразделения, но у них нет собственных расчетных счетов в банке, компания устанавливала единый лимит с учетом остатков наличных денег в этих подразделениях

В новом порядке сказано, что если обо­собленное подразделение сдает наличные денежные средства на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, то лимит остатка для такого подразделения устанавливается отдельно. При этом организация, в состав которой входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу организации, определяет лимит остатка с учетом лимитов остатка, установленных для этих подразделений. Кроме того, теперь организация должна направить обособленному подразделению экземпляр распорядительного документа об установлении подразделению лимита кассы.

Откорректирован и порядок оформления кассовых документов. В прежнем порядке кассовые документы мог оформлять работник, определенный руководителем компании путем издания распорядительного документа по организации. При этом необходимо было заручиться согласием главного бухгалтера. Теперь одобрение главбуха больше не требуется.

* Текст документа см. стр. 14.