Сезонность взбодрила сервисную сферу

| статьи | печать

Анализ данных квартального обследования Росстатом деловой активности среди 5700 организаций сферы услуг привел Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» к выводу, что рост во II квартале предпринимательской уверенности в этом секторе экономики вызван прежде всего нарастанием сезонного спроса.

Согласно результатам проведенного обследования деловая активность на рынке услуг во II квартале 2014 г. несколько оживилась. Период традиционного зимнего пессимизма закончился, и экономические настроения предпринимателей изменились к лучшему. Однако эксперты ЦКИ отмечают, что наблюдаемый подъем имел преимущественно сезонный характер и не свидетельствовал о кардинальном улучшении бизнес-климата в этом секторе экономики. Балансы предпринимательских оценок изменения (относительно предыдущего квартала) большинства ключевых индикаторов деятельности организаций — потребительского спроса, объема оказанных услуг и полученной прибыли, конкурентной позиции — имели отрицательные или, в лучшем случае, нулевые значения и были заметно ниже, чем в соответствующем периоде предыдущего года. В положительной зоне находились балансы изменения только двух показателей, характеризующих деловой климат в сфере услуг, а именно — экономичес­кого положения организаций и цен на услуги, причем последний факт, считают аналитики НИУ ВШЭ, вряд ли можно назвать положительным явлением.

Основной причиной отсутствия выраженных позитивных тенденций, по их оценке, остается усиливающийся дефицит платежеспособного спроса на услуги. Материальное положение основного потребителя услуг — населения — в первых месяцах текущего года практически не улучшилось.

Эксперты напоминают, что, по данным Росстата, в январе — мае 2014 г. реальные располагаемые денежные доходы населения выросли всего на 0,2% относительно соответствующего периода 2013 г., при этом в январе и особенно в марте имело место падение доходов (на 0,5 и 6,9% соответственно).

В начале текущего года потребительский спрос в значительной степени поддерживался за счет сбережений домашних хозяйств: в I квартале 2014 г. впервые за несколько лет был зафиксирован отток вкладов населения со счетов. В апреле ситуация изменилась — прирост вкладов возобновился. Аналитики ЦКИ предполагают, что значительная часть населения предпочла вернуться к сберегательной модели поведения, снизив свою потребительскую активность, в том числе за счет отказа от приобретения необязательных услуг.

Как результат, снижение спроса на многие виды услуг стало определяющим фактором развития сервисной сферы и в значительной степени нивелировало положительный эффект от наступающего летнего пика потребительской активности.

Значение основного композитного индикатора исследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ, рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах) во II квартале текущего года вернулось в положительную зону (+6%), что позволяет исследователям говорить о преобладании благоприятного делового климата в сфере сервиса. При этом им очевидно, что такая позитивная картина обусловлена в основном нарастанием спроса на сезонные услуги, в первую очередь туристические и санаторно-курортные, и заметным ростом уверенности предпринимателей, занятых в этих видах деятельности.

Динамика ИПУ на протяжении двух с половиной лет проведения обследований сферы услуг демонстрировала ярко выраженный сезонный характер с заметным спадом в IV—I и оживлением деловой активности во II—III кварталах, при этом индикатор с каждым годом двигался по все более низкой траектории. Так, значения II квартала постепенно снизились с 10% в 2012 г. до 6% в 2014 г. Такое смещение позволяет аналитикам НИУ ВШЭ предположить, что при удалении из динамики индикатора сезонной составляющей проявится устойчивая нисходящая тенденция развития предпринимательской уверенности в сфере сервиса.

Несмотря на то что ИПУ во II квартале текущего года имел положительные значения в большинстве наблюдаемых видов деятельности сервисной сферы, его рост в годовом интервале был отмечен только в сегменте оказания услуг связи (с +4 до +7%). Резкий рост деловой уверенности наблюдался среди предпринимателей, оказывающих туристические и санаторно-курортные услуги, при этом значение их ИПУ (+19 и +25% соответственно) все же не достигло максимально высоких значений, как годом ранее.

Наиболее успешным и поль­зующимся стабильным спросом сегментом остается страхование, однако и в этом виде деятельности ИПУ в годовом интервале снизился на 4 п.п.

Статус аутсайдеров рынка сохранили за собой организации, оказывающие персональные услуги и особенно услуги по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования, о чем свидетельствуют отрицательные значения ИПУ. Дея­тельность по ремонту бытовых изделий пока не может вый­ти из перманентного кризиса, обус­ловленного стереотипом потребительского поведения населения и отказом платить за ремонт при сложившемся соотношении цен на починку старых и покупку новых товаров. На протяжении двух с половиной лет проведения обследований ИПУ в этом сегменте сферы услуг ни разу не достигал положительных значений, напоминают авторы анализа.

Краткосрочный прогноз, сформированный на базе обобщенных мнений предпринимателей, в целом достаточно благоприя­тен. Балансы оценок ожидаемых изменений всех основных показателей деятельности организаций положительны, что предполагает дальнейшее оживление активности в сфере услуг в III квартале 2014 г. Однако, замечают эксперты, во-первых, значения балансов были все же ниже, чем в соответствующем периоде предыдущего года, а во-вторых, нельзя забывать о свойственном участникам всех конъюнктурных обследований излишнем оптимизме при оценке перспектив деятельнос­ти своих организаций, который редко полностью оправдывается в дальнейшем.

По мнению директора Цент­ра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, сфера услуг в первой половине 2014 г. не подавала акцентированных сигналов перехода к фазе активного развития. Приостановка роста или даже периодическое снижение реальных доходов населения на фоне сужения кредитных возможностей, достаточно высокая инфляция, повышенная турбулентность на валютном рынке, сохраняющаяся геополитичес­кая напряженность — все эти факторы отнюдь не стимулируют потребительский спрос, а наоборот, побуждают домашние хозяйства оптимизировать бюджет, по возможности отказываясь от необязательных услуг.

Предприниматели, работающие в сервисном секторе, в целом достаточно оптимистично оценили деятельность своих организаций во II квартале текущего года, однако эксперт рекомендует иметь в виду, что указанные результаты были получены на фоне приближающегося летнего пика потребительской активности. Фактически благоприятный деловой климат в отрасли был обеспечен теми организациями, где портфель заказов дополнительно поддерживается сезонным аспектом. К сожалению, сетует Г. Остапкович, данное исследование, в силу коротких временных рядов, не дает возможности элиминирования сезонной составляющей. Скорее всего, с учетом такой корректировки результаты деятельности сферы услуг в анализируемом квартале оказались бы заметно скромнее.

Несмотря на удовлетворительные в целом итоги работы, сфера услуг окружена рядом негативных конъюнктуро­образующих факторов, которые в любой момент могут осложнить функционирование отрасли. Возможна негативная реакция отрасли на сохраняющийся в экономике не очень благоприятный предпринимательский климат, включающий налоговую, коррупционную и теневую составляющие, а также требую­щую принципиальной реорганизации институциональную ­среду.

Вместе с тем даже с учетом реально действующих и потенциально возможных отрицательных факторов сфера услуг наряду с розничной торговлей остаются основными драйверами, поддерживающими, хотя и слабый, но рост экономики страны, констатирует глава ЦКИ.

к сведению

Факторы, отрицательно влияющие на деятельность организаций

Рейтинг ключевых барьеров, препятствующих развитию бизнеса в сфере услуг, остается неизменным уже на протяжении нескольких кварталов, однако прослеживается тенденция к усилению давления некоторых факторов. Так, в течение года на 4 п.п. выросла доля предпринимателей, указавших на негативное воздействие дефицита финансовых средств, на 6 п.п. — отметивших недостаточный спрос на услуги, на 2 п.п. — недостаток квалифицированных работников.

Высокую фискальную нагрузку постоянно отмечают более трети участников опроса, однако интенсивность отрицательного воздействия этого фактора на деятельность организаций не растет.

Около трети (30%) предпринимателей относились к большой отчетной нагрузке как к серьезной помехе в деятельности организаций. Каждый пятый участник опроса, как и годом ранее, отметил выраженное негативное влияние недобросовестной конкуренции со стороны других организаций. На высокую арендную плату, высокий процент коммерческого кредита, недостаток помещений и недостаточно разработанную нормативно-правовую базу сослались соответственно 17, 14, 13 и 10% респондентов (год назад такого мнения придерживались 15, 13, 13 и 10% предпринимателей).

В пяти из 14 обследованных сегментов сервисной сферы среди всех лимитирующих факторов доминировал дефицит спроса, причем в некоторых видах деятельности его негативное воздействие заметно усилилось. Так, доля предпринимателей, занятых ремонтом бытовых изделий и считающих недостаточный спрос серьезной проблемой, выросла с 41% во II квартале 2012 г. до 55% во II квартале текущего года; доля руководителей рекламных агентств, разделяющих такое мнение, увеличилась за последний год с 34 до 44%.

Налоговый прессинг превалировал в оценках руководителей ломбардов, станций технического обслуживания и ремонта автомобилей, а также стоматологов. Кроме того, этот фактор выделила почти половина предпринимателей, занятых ремонтом бытовых изделий.

Динамика оценок изменения основных показателей деятельности организаций сферы услуг, балансы, %


2013

2014

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

I квартал

II квартал

Спрос на услуги организаций

-17

2

0

-6

-18

0

Число заключенных договоров или обслуженных клиентов

-16

1

0

-5

-14

-1

Объем оказанных услуг (в стоимостном выражении)

-19

3

1

-6

-17

0

Численность занятых

-7

-4

-4

-7

-6

-3

Цены (тарифы) на услуги

1

3

3

-1

2

3

Прибыль

-21

-5

-4

-11

-19

-7

Собственная конкурентная позиция

-4

-1

-1

-3

-4

-1

Экономическое положение организаций

-6

9

8

2

-7

6

ИСТОЧНИК: НИУ ВШЭ