Договор газоснабжения: выгодные возможности и неочевидные опасности

| статьи | печать

Cмешанный договор неслучайно часто применяется на практике. Использование этой конструкции значительно упрощает договорный процесс и отличается удобством, экономией времени, затрат и усилий сторон. Одной из таких представляющих интерес моделей является смешанный договор поставки и транспортировки газа (договор газоснабжения). В этой статье проанализированы некоторые особенности такого договора. В частности, нюансы применения повышающих коэффициентов: вправе ли покупатель потребовать взыскания с поставщика неосновательного обогащения за их незаконное применение и применяются ли к ним правила о неустойке?

Конструкция смешанного договора в полной мере отвечает тенденциям современной рыночной экономики, которая предполагает достаточно высокую динамичность гражданского оборота. Он соединяет в себе элементы различных гражданско-правовых договоров, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в соответствующих частях к которому применяются нормы о входящих в его состав договорах (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Его эффективность проявляется не только в удобстве оформления обязательственных отношений сторон, но и в сокращении издержек, связанных с исполнением договорных обязательств.

Конструкция смешанного договора в силу своей простоты и удобства, эффективности регулирования взаимоотношений участников гражданского оборота по различным аспектам широко распространена на практике и используется в разнообразных экономических сферах. Одной из таких сфер является газоснабжение.

Покупатель пользуется льготами при дальнейшей реализации газа бытовым потребителям

Для квалификации договора в качестве смешанного в нем должно присутствовать не менее двух элементов различных договоров. При этом максимальное количество таких элементов законом не ограничено. Такой вывод согласуется с нормой, которая предусматривает, что смешанный договор включает в себя элементы различных договоров, предусмот­ренных законом или иными правовыми актами РФ (п. 3 ст. 421 ГК РФ). С учетом этой нормы можно предложить следующую классификацию элементов смешанного договора:

1) договорные типы или виды (подвиды) договоров, а также непоименованные и комплексные договоры;

2) соглашения об обеспечении исполнения обязательств, соглашения о прекращении обязательств, соглашение о переводе долга, соглашение об уступке права требования, соглашение о передаче прав и обязанностей по договору;

3) обязательства, исполнение которых имеет решающее значение для содержания договора. Эти обязательства могут быть как предусмотрены законом (например, обязательство по выполнению работ в договоре подряда), так и не быть преду­смотрены законом, но и не противоречить ему (например, обязательство покупателя в договоре поставки предоставить поставщику банковскую гарантию).

Модель смешанного договора используется в сфере газоснабжения для регулирования между участниками оборота отношений по поставке и транспортировке газа. Такой смешанный договор включает в себя элементы двух гражданско-правовых договоров — купли-продажи, а именно: энергоснабжения (договорный вид), и возмездного оказания услуг (договорный тип), нормы о которых применяются к смешанному договору в соответствующих частях с учетом специальных нормативных актов о газоснаб­жении (Федеральный закон от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газо­снабжении в Российской Федерации», Правила поставки газа в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.98 № 162 (далее — Правила поставки газа)), Правила пользования газом и предоставления услуг по газо­снабжению в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства от 17.05.2002 № 317)).

В рамках такого смешанного договора поставщик обязуется поставлять газ определенного качества (природный, нефтяной (попутный), отбензиненный сухой) покупателю в согласованном объеме и установленные сроки, а также оказывать услуги по его транспортировке, а покупатель обязуется принимать газ, оплачивать стоимость газа и названных услуг.

Согласование объема поставляемого газа имеет важное значение, поскольку при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением определенного коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября — 1,1, а с 16 сентября по 14 апреля — 1,5 (абз. 1 п. 17 Правил поставки газа).

Данные коэффициенты являются элементом ценообразования в регулируемом виде дея­тельности (газоснабжение), поэтому их взыскание в полном объеме правомерно, даже если в договоре газоснабжения нет упоминания о них. Наличие этих коэффициентов в действующих Правилах поставки газа является достаточным для их взыскания (см. постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2003 № 7071/03, решение ВАС РФ от 16.04.2012 № ВАС-1113/12).

Однако из общего правила о применении повышающих коэффициентов есть исключение.

Так, повышающие коэффициенты не применяются к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями (абз. 2 п. 17 Правил поставки газа). В действующем законодательстве нет понятия «коммунально-бытовой потребитель», поэтому при отнесении потребителей к той или иной категории необходимо учитывать цель приобретения и использования газа. Поэтому под коммунально-бытовыми потребителями обычно понимаются те потребители, которые используют приобретенный у поставщика газ для удовлетворения коммунально-бытовых потребностей, в частности, на выработку и бесперебойное обеспечение тепловой энергией населения и объектов коммунально-бытовой и социальной сферы.

Тем самым покупатель, который закупает газ для последующей реализации в коммунально-бытовой сфере, допустивший перерасход газа в том или ином отчетном периоде, может избежать начисления платы с учетом повышающих коэффициентов. Но для этого ему необходимо доказать цель приобретения газа. Такими доказательствами могут являться, например, заключенные договоры поставки с потребителями коммунально-бытовой сферы, представленные в органы Росстата формы статистического наблюдения (в частнос­ти, форма № 1-ТЕП «Сведения о снабжении теплоэнергией»), утвержденный тариф на поставку коммунального ресурса (см. постановление ФАС Мос­ковского округа от 06.08.2013 по делу № А41-41021/12).

Если при установлении и взимании платы в случае перерасхода газа поставщик не принимает во внимание цель приобретения газа и применяет повышающие коэффициенты, то соответствующие суммовые разницы являются его неосновательным обогащением. Значит, покупатель может потребовать возврата этой разницы (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.09.2013 по делу № А27-18314/2012).

Правила о неустойке не применяются к повышающим коэффициентам на поставку газа

Поскольку повышающие коэффициенты являются элементом ценообразования в сфере газоснабжения, а не штрафной мерой, к суммам, рассчитываемым по названным коэффициентам, не применяется ст. 333 ГК РФ о праве суда в случае спора уменьшить размер заявленной кредитором неустойки по мотиву ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.

Однако стороны договора поставки газа вправе с учетом принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) предусмотреть в нем условие о неустойке за нарушение покупателем или поставщиком тех или иных обязательств (например, за нарушение покупателем срока оплаты поставленного газа или за нарушение поставщиком срока поставки газа в согласованном объеме).

При этом у повышающих коэффициентов и неустойки различный налоговый режим: так, если повышающие коэффициенты входят в состав цены отпускаемого газа и учитываются при исчислении налоговой базы НДС по операциям, связанным с реализацией газа, то неустойка за нарушение обязательств сторон по договору, исходя из положений ст. 329, 330 ГК РФ и ст. 40, 154, 162 НК РФ не связана с оплатой реализуе­мых товаров и, соответственно, не облагается НДС (см. постановление ФАС Поволжского округа от 06.02.2014 по делу № А55-3526/2013).

При отсутствии в договоре условия о неустойке и в случае допущения покупателем просрочки в оплате поставщик вправе потребовать уплаты штрафных процентов по ставке рефинансирования Банка России в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

При расчете неустойки или штрафных процентов следует иметь в виду, что они начисляются по день фактической уплаты суммы основного долга. День фактической уплаты задолженности является событием, которое исключает возможность начисления неустойки или штрафных процентов лишь на следующий день после наступления такого события. Поэтому сам день фактического погашения задолженности включается в период просрочки денежного обязательства (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.09.2013 по делу № А27-940/2013).

Во избежание споров в смешанном договоре поставки и транспортировки газа будет не лишним указать, что не­устойка начисляется за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за датой, когда денежное обязательство должно было быть исполнено, и до дня фактического погашения долга включительно.

Однако и поставщика можно привлечь к ответственнос­ти, если он не выполнит свои обязательства перед покупателем по заключенному договору, в частности, не поставит ему газ в согласованном объеме.

Так, в одном деле поставщик после заключения контракта в связи с образованием на участке магистрального газопровода гидратной пробки направил покупателю телефонограмму, в которой указал на необходимость сокращения отбора газа до определенного уровня. В дальнейшем поставщик уведомил покупателя о прекращении поставки газа, а затем поставку возобновил, но с ограничениями по объему.

Покупатель в целях обеспечения бесперебойной работы своих объектов и выработки необходимого объема энергии для потребителей в указанный период использовал резервное топ­ливо. Ссылаясь на нарушение поставщиком обязательства по поставке газа в установленном в договоре объеме и причинение ему в связи с этим убытков, составляющих разницу между стоимостью планируемого к использованию газа и фактически затраченного топочного мазута, покупатель обратился в суд.

По условиям заключенного сторонами договора поставки газа частичное или полное прекращение подачи газа при проведении планово-предупредительных работ согласовывается сторонами до проведения таких работ. Уведомление о сокращении или полном прекращении поставки газа в случае аварийных работ должно быть направлено покупателю немедленно.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что поставщик поставил газ в объеме менее согласованного сторонами в договоре поставки, при этом поставщик не представил в материалы дела доказательства согласования с покупателем ограничения и прекращения подачи газа. Уведомление о проведении аварийных работ покупателю он также не направлял.

Суд оценил довод поставщика о проведении им неотложных работ по предотвращению аварии вследствие образовавшейся на участке магистрального газопровода гидратной пробки и отклонил его, поскольку относимость данного события к аварии и принятие поставщиком, ответственным за обеспечение транспортировки газа до объектов покупателя, всех необходимых мер, которые требовались от него по характеру обязательства, не были установлены.

Поскольку переход покупателя в определенный период на резервное топливо был обусловлен невозможностью осуществления деятельнос­ти по производству тепловой энергии в необходимых объ­емах в условиях, когда отбор газа был ограничен, суд пришел к выводу о наличии прямой (непосредственной) причинно-следственной связи между ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств по договору и возникшими у покупателя убытками при замещении топлива (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.08.2013 по делу № А73-10243/2012).

В случае привлечения агентов для переговоров с поставщиками покупатель должен быть готов подтвердить обоснованность затрат

Нередко на практике покупатели для осуществления различных операций привлекают агентов, которые за вознаграждение могут провести переговоры с потенциальными поставщиками газа, выбрать из них тех, кто готов осуществить поставку газа по минимально возможным ценам, обеспечить выделение дополнительного объема газа и т.д.

В такой ситуации для подтверждения своего права на получение налоговых вычетов по НДС с суммы агентского вознаграждения и обоснования экономической целесообразнос­ти расходов на его выплату покупатели должны представить в налоговый орган не только агентский договор, отчеты агента о проделанной работе, счета-фактуры, платежные поручения, но и обосновать реальную необходимость привлечения агента.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных до­кумен­тов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих до­кумен­тах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами — целями делового характера (п. 1, 3 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обос­нованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).

Если у покупателя до привлечения агента уже сложились определенные хозяйственные связи с поставщиком газа, заключен договор на поставку газа, то при оценке правомернос­ти получения покупателем налоговой выгоды налоговый орган принимает во внимание условия такого договора, в частности, предусматривает ли он возможность поставки дополнительного объема газа.

Если такая возможность имеется и при этом поставщики газа, которых агент указывает в своих отчетах о проделанной работе, не подтверждают факт взаимоотношений с агентом, то налоговый орган отказывает покупателю в предоставлении налоговых вычетов по НДС с сумм агентского вознаграждения и доначисляет налог на прибыль в связи с признанием расходов на выплату агентского вознаграждения экономически необоснованными и неоправданными.

Признать расходы необоснованными и не направленными на получение дохода в соответствии со ст. 252 НК РФ суд может также в случае привлечения посреднических организаций для оказания услуг по обеспечению возможности получения необходимого объ­ема газа при наличии действую­щего договора поставки, предоставляющего возможность получения дополнительных объемов газа по заявкам покупателя (постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 7780/11).