Развозная торговля пойдет по правилам: свобода минус административные издержки

| статьи | печать

Минпромторг России разработал проект постановления «Об утверждении Правил организации развозной торговли», которым будут установлены порядок осуществления развозной торговли, требования к мобильным торговым объектам, а также организациям и индивидуальным предпринимателям, которые планируют заниматься этим видом деятельности.

В проекте Правил организации развозной торговли (далее — проект) предлагается ввести понятие «мобильного торгового объекта» — это специализированное или специально оборудованное транспортное средство, используемое при осуществлении развозной торговли. К данным объектам относятся в том числе автомобили, автолавки, автомагазины, тонары, автоприцепы, автоцис­терны.

На сегодняшний день в законодательстве нет определения МТО, и при решении вопроса о размещении таких объектов применяются общие правила для нестацио­нарных торговых объектов, которые не учитывают специ­фику осуществляемой организациями и предпринимателями торговой деятельности.

Отметим, что НК РФ к развозной торговле дополнительно относит торговлю с использованием передвижного торгового автомата (ст. 346.27 НК РФ). Но данного вида развозной торговли в проекте нет. Возможно, что в ходе обсуждения это противоречие будет устранено.

Предусматривается, что реа­лизовывать с помощью МТО можно будет, в частности, мясо и мясную продукцию; молоко и молочную продукцию; хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия; печатную продукцию; быстрое питание (готовую еду); овощи-фрукты; рыбу и морепродукты.

О развозной торговле нужно будет уведомить региональные власти

Для розничной торговли и сегодня установлен уведомительный порядок (см. ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»).

Проект детализирует уведомительный порядок для развозной торговли.

Так, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предполагающие осуществлять развозную торговлю, представляют в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (уполномоченный орган) по месту предполагаемого ведения деятельности уведомление о начале своей деятельности с приложением необходимых до­кумен­тов. В пакет до­кумен­тов для юрлиц, в частности, будут входить выписка из ­­ЕГРЮЛ, копия свидетельства о регистрации и копия паспорта транспортного средства (ТС), копия договора на GPS/Глонасс/GSM мониторинг ТС, пять фотографий ТС формата А4, а также договор лизинга/аренды или сублизинга (в случае, если заявитель владеет ТС по этим договорам).

В ситуации, когда у организации или ИП есть несколько транспортных средств для развозной торговли, уведомление придется подавать по каждому из них, что явно увеличит административные издержки бизнеса. Уведомление можно будет подать непосредственно в уполномоченный орган (в двух экземплярах) либо в виде электронного до­кумен­та, подписанного электронной подписью заявителя.

Уполномоченный орган будет вести реестр уведомлений об осуществлении развозной торговли и вносить в него сведения, в частности, о специа­лизации МТО, а также о марке, модели, государственном регистрационном знаке и годе выпуска. В течение трех дней с момента подачи заявления, организации или предпринимателю будет выдаваться свидетельство, предоставляющее право на осуществление развозной торговли.

Предполагается, что отказ от внесения в названный реестр возможен только в двух случаях:

1) представленные до­кумен­ты и содержащиеся в них сведения не сответствуют требованиям, предусмотренным законодательством РФ и правилам организации развозной торговли;

2) представленная информация недостоверна.

МТО будут оснащаться системами GPS/Глоннас/GSM мониторинга

Согласно проекту для развозной торговли будут использоваться транспортные средства, соответствующие требованиям не ниже экологического класса 4 (Евро-4), прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр, содержащиеся в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Каждый МТО ­должен быть оснащен системой мониторинга геолокации объекта с возможностью отслеживания нахождения и движения МТО в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На МТО (на видном месте: боковых поверхностях кузова, ветровом стек­ле и т.д.) будет, в частности, находиться информация об интернет-адресе ресурса, где потребитель и любое заинтересованное лицо может получить необходимую информацию.

Предусматриваются и другие условия, в том числе условие о времени работы МТО — с 8 до 22 часов по местному времени. Субъекты РФ могут расширить этот временной интервал.

МТО смогут размещаться в местах, допускаемых для стоянки Правилами дорожного движения, а обслуживать покупателей — со стороны тротуара или иной площадки с твердым покрытием, не являю­щейся проезжей частью. Вне времени работы МТО должен находиться на оборудованной стоянке (в гараже) по адресу, указанному в уведомлении (за исключение дворовых территорий и жилых зон). Нарушение этих правил три раза и более в течение квартала может привести к исключению организации или ИП из реестра и утрате права на развозную торговлю с использованием исключенного из реестра МТО.

Проект проходит публичное обсуждение на сайте regulation.gov.ru, которое продлится до 11 марта 2015 г.