Российские бизнесмены готовятся затянуть пояса

| статьи | печать

Сложная геополитическая и экономическая обстановка создала множество трудностей отечественному бизнесу и поубавила число оптимистов в их рядах, показывает ежегодное исследование консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. Наши предприниматели рассчитывают, что государство в эти непростые времена хотя бы немного снизит налоговое бремя и поможет им получить доступ к капиталу.

События на Украине, введение экономических санкций стран Запада — все это не могло не сказаться на настроениях и планах руководителей российских компаний. Количество оптимис­тов среди них значительно снизилось: лишь 14% отечественных топ-менеджеров уверены в улучшении состояния экономики в ближайшем году, а 40% не ждут никаких изменений. Лишь 16% российских CEO полностью уверены в росте выручки своих компаний в нынешнем году (в прошлом году — 53%).

Тем не менее Россия осталась в десятке стран, которые CEO всего мира считают важными для развития бизнеса. Интересный и обнадеживающий факт: почти половину руководителей компаний, проявляющих интерес к бизнесу в России, представляют предприятия Западной Европы, с которой у нас сейчас непрос­тые отношения.

Для самих директоров российских компаний в ближайшем году для развития их бизнеса будут важны такие страны, как Китай (27%), США (24%) и Германия (23%). Также отечественные бизнесмены отметили Казахстан (15%), Украину (13%) и Великобританию (10%).

Политические и бизнес-риски

Учитывая уже ставшую будничной нестабильность мировой и многих национальных экономик, предпринимателям приходится сфокусироваться на режиме сохранения позиций своего бизнеса. Большая часть отечественных предпринимателей (63%) считает, что число угроз для бизнеса увеличилось. При этом первое место занимает геополитическая неопределенность — с этим согласны 86% опрошенных. На втором месте находится увеличение налогового бремени — 72%.

В то же время руководителей компаний из Западной Европы и США больше волнуют действия, которые предпринимают их правительства для снижения долговой нагрузки и предотвращения бюджетного дефицита. И неспроста: внешние долги США и Европейского союза составляют почти 18 трлн долл. у каждой из сторон и превышают 100% ВВП. Среди бизнес-рисков в России лидирующую позицию занимает нехватка квалифицированных кадров — об этом заявляют 78% респондентов. Также тревогу вызывают изменения в расходах и поведении потребителей (70%) и взяточничество (67%). К другим факторам, которые могут иметь негативные последствия для бизнеса, большая часть руководителей относит изменения в регулировании отрасли, в которой работают их предприятия. Опасения относительно подобных изменений высказали 54% наших топ-менеджеров.

Тем не менее, с учетом всех негативных изменений, 38% российских CEO считают, что возможностей для ведения бизнеса стало больше. Правда, этот показатель значительно ниже среднего в мире (Китай — 71%, США — 67%).

Сокращение расходов и объединение компаний

На фоне геополитической ситуации большинство компаний планируют активно сокращать расходы — об этом заявили 75% российского директорского корпуса. Инициатива эта не нова, но процент существенно вырос — в прошлом году сокращать расходы в России планировало 49% компаний.

Предстоящие 12 месяцев также пройдут под знаком различных слияний и объединений на национальном и международном уровне.

О создании нового стратегического альянса или совместного предприятия заявили 51% CEO во всем мире (в России — 24%), о слиянии или поглощении на национальном уровне — 29% (в нашей стране — 15%), на международном уровне — 27% (в России — 5%). Передачей на аутсорсинг бизнес-процессов или функций планируют активно заняться 31% опрошенных руководителей в мире (в нашей стране — 22%). Продажу контрольного пакета акций компании или уход с важного рынка планируют 18% CEO из Западной Европы и 23% из США.

Кадровая политика компаний в России существенно отличается от политики в других странах. Половина топ-менеджеров в мире планируют увеличивать численность персонала. В то же время в нашей стране (что не­удивительно, учитывая экономическую обстановку) подобные планы есть только у 28% опрошенных. О сохранении нынешней численности персонала заявили 48% респондентов, а 24% планируют сократить количество работников. В мире же подобные планы есть у 28 и 21% респондентов соответственно.

Помимо сокращения затрат компании также ищут для себя пути увеличения доходов. Диверсификация бизнеса остается источником появления конкурентов для многих предприятий в ближайшие три года. Большая часть опрошенных в мире (56%) считают, что их компании будут серьезно конкурировать в других отраслях, помимо своего основного сегмента деятельности.

Значительная часть опрошенных ждет появления конкурентов в секторе «Технологии» (32%), «Оптовая и розничная торговля» (19%), «Телекоммуникации и индустрия развлечений» (16%), а также в сфере консультирования, в том числе в финансовом сегменте и операциях с недвижимостью (13%).

Эффективность правительств

Руководители во всем мире отмечают, что основной целью правительств должна быть эффективная и конкурентоспособная на международном уровне налоговая система (67%) и подготовка высококвалифицированного персонала (60%).

В отличие от своих зарубежных респондентов российские CEO (50%) также отметили среди приоритетных целей правительства обеспечение доступа к капиталу. В Западной Европе этот пункт отметили 27%, среди респондентов в США — лишь 20%.

Российские CEO довольны цифровой инфраструктурой в стране. Всего 10% опрошенных руководителей считают, что государству следовало бы уделять этому вопросу больше внимания, а 38% респондентов согласились с тем, что государство решает вопросы цифровой инфраструктуры эффективно или весьма эффективно. Для сравнения: в Западной Европе 41% респондентов считает, что это направление должно быть приоритетным для правительства, а в мире в целом — 28% опрошенных.

Немногие отечественные предприниматели отмечают эффективность действий правительства в сфере заботы о здоровье и благополучии персонала (19%). В то же время эффективностью политики, направленной на поддержание здоровья персонала, довольны 49% CEO из Западной Европы и 37% из США.