Купонный бизнес: правовые механизмы работы

| статьи | печать

Популярность «купонных сайтов» с каждым годом стремительно растет. Они привлекают возможностью приобретать товары и услуги со значительными скидками. Процедура несложная: нужно лишь зарегистрироваться на сайте, выбрать акцию и оплатить купон. Но «за кадром» остается вопрос о том, какие юридические связи образуются между конечными потребителями и компанией, продающей купоны, а также между последней и непосредственными продавцами (услугодателями). О том, какие договорные конструкции используются на практике, а также о способах предотвращения некоторых рисков «купонного» бизнеса, — в этой статье.

При приобретении различных товаров, работ и услуг покупатели нередко руководствуются информацией о скидках, бонусах и акциях, которые позволяют им сделать свои покупки более выгодными. За счет предоставления потребителям преференций бизнесмены получают возможность увеличить объемы продаж, расширить клиентскую базу и повысить узнаваемость продаваемого продукта. Иногда этот прием также позволяет продавать не пользующиеся спросом товары.

В результате проведения специальных маркетинговых акций потребители нередко приобретают даже те товары, которые скорее всего не купили бы при обычных условиях. Поэтому неудивительно, что на этой нише у многих коммерсантов-посредников появляется желание заработать, сводя продавца с конечным потребителем, реализуя ему продукт и зарабатывая на комиссиях. Одним из механизмов, пользующимся в России широкой популярностью, являются купонные сайты.

Купи купон!

Суть работы купонного сайта заключается в том, что потребителям предлагается приобрести купон на получение определенного продукта (товара, работы или услуги) за плату, со скидкой — часто с существенной (50% и выше) от стандартной цены, взимаемой продавцом продукта в обычных условиях. За услуги владелец купонного сайта берет вознаграждение в виде процента от продаж с продавца, продукты которого он продвигает на условиях согласованной акции, а также небольшое вознаграждение с самого потребителя за продажу купона.

Помимо вознаграждения за продажу купонов в виде процента от продаж продуктов, владелец купонного сайта может также оказывать компании за плату и иные услуги, в частнос­ти, по размещению акции в приоритетном порядке, размещению информационного сообщения о ней большего формата, чем сообщения других компаний и др.

Доходность бизнеса владельцев купонного сайта определяется количеством успешно проводимых акций компаний, которые выплачивают им вознаграждение за продвижение их продуктов и продажу купонов. Специфика такой деятельнос­ти — еще и в том, что нет необходимости держать офисы продаж и оплачивать труд штатных сотрудников. Основные затраты владельца купонного сайта состоят главным образом в технической поддержке сайта и его продвижении, для чего можно привлечь IT-специалистов, работающих на аутсорсинге.

Службу клиентской поддержки купонного сайта для обработки телефонных и электронных сообщений потребителей, которые обращаются за покупкой купонов, можно размес­тить в любом регионе России, чтобы оптимизировать свои расходы на оплату их труда. Также агенту требуются квалифицированные менеджеры по продажам, которые смогут продвигать и реализовывать продукты.

Учитывая, что выручку владельца купонного сайта от сотрудничества с продавцами составляет получаемое от них агентское вознаграждение в виде процента от продаж, а также стоимость самих купонов, то по своим оборотам и при небольшой штатной численности сотрудников он сможет применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ.

Взаимодействие владельца купонного сайта и компании-клиента (продавца или исполнителя) выстраивается на основании заключенного между ними агентского договора по модели поручения. В рамках такого договора владелец купонного сайта (агент) принимает на себя обязательство совершать от имени и за счет своего клиента (принципала) действия, направленные на привлечение потребителей продуктов принципала и продажу им купонов (п. 1 ст. 971 и ст. 1011 ГК РФ).

Стороны агентского договора согласовывают одну или несколько акций, которые агент проводит на своем сайте в интересах принципала. В приложениях к договору они определяют формат акции, условия и сроки ее проведения, особые условия, общее количество продаваемых купонов и др. В рамках агентского догово­ра стороны могут провести неогра­ниченное количество акций.

Распечатываемый с сайта бумажный до­кумен­т (купон) является основанием для предоставления скидки продавцом на продукт на условиях, которые в нем изложены, — цена продукта, дата и время его получения, необходимость предварительного заказа (бронирования), срок действия самого купона и др.

На купоне указан буквенно-цифровой код, позволяющий однозначно идентифицировать потребителя, который регистрируется на скидочном сайте и оставляет свои контактные данные. Купон может предоставлять право на скидку при приобретении продукта у продавца (например, купон в ресторан, на концерт или иное мероприятие) либо предоставлять право на получение уже оплаченного товара (любые товары в магазинах-партнерах, оплаченная услуга по посещению концерта, фитнес-клуба и т.п.).

Агент и принципал: договор договором, а деньги вперед

Принципал, хотя и вынужден продавать свои продукты со скидкой, извлекает ощутимую выгоду от сотрудничества с агентом — в виде увеличения объема продаж. Особенно это актуально в период падения платежеспособного спроса. Кроме того, рекламируя акции принципала, агент также продвигает его как на своем сайте, так и на сайтах партнеров для привлечения внимания большего количества потребителей. Но на практике некоторые недоб­росовестные принципалы фактически не дают скидки на свои продукты: на сайте агента они продаются по купонам по такой же цене или даже дороже, чем у самого принципала. Поэтому потребителям желательно проверять цены, чтобы совершить действительно выгодную покупку.

Более предпочтительным способом взаиморасчетов для агента является схема, по которой продукты принципала потребители оплачивают агенту, для чего их цена учитывается в цене купона. Потребители приобретают через агента уже предоплаченные продукты и вправе требовать их предоставления от принципала.

Благодаря такой схеме агент получает возможность пользоваться денежными средствами принципала в течение определенного временного периода при условии согласования с ним в агентском договоре положения о том, что причитающиеся в пользу принципала денежные средства перечисляются не сразу по мере их поступления от потребителей, а в определенный срок (например, ­10-го числа месяца) или по мере накопления определенной суммы (например, не менее 15 000 руб.).

Преимущество такой схемы взаиморасчетов для агента также заключается в том, что свое агентское вознаграждение в виде процента от стоимости проданных продуктов он сможет удерживать из общей суммы денежных средств, которые поступают от потребителей в пользу принципала. Тем самым исключается риск просрочки в получении агентского вознаграждения, поскольку агент имеет возможность контролировать входящий денежный поток принципала.

Однако, если принципал с такой схемой взаиморасчетов не согласен, можно воспользоваться другим способом. Он заключается в том, что потребители оплачивают агенту только стоимость самого купона, а стоимость продуктов принципала они оплачивают непосредственно ему. В этом случае у агента возникает риск несвое­временного получения вознаграждения от принципала, поэтому для защиты своих прав и законных интересов в типовой агентский договор агенту желательно настаивать на включении условия о не­устойке за нарушение срока перечисления денежных средств.

Определяя порядок исчисления агентского вознаграждения в виде процента от продаж продуктов принципала, агенту лучше указать, на какие именно суммы оно начисляется: стоимость продаваемых через купонный сайт, а также дополнительно заказываемых продуктов принципала, на размер выплачиваемого в его пользу штрафа и др. Это поможет избежать несогласованности условия и споров о том, от какой суммы производится расчет.

Если предметом продвижения через купонный сайт является услуга принципала (например, проживание в гос­тиничном номере), то агенту следует учитывать такой риск, как право потребителя в любой момент отказаться от заказанных услуг принципала при условии оплаты его фактичес­ки понесенных расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ). В таком случае принципал обязан вернуть потребителю полученные от него деньги за вычетом указанных расходов. Такое право потребителя императивно определено в законе и не может быть ограничено или исключено.

Лишившись денежных средств потребителя, принципал, скорее всего, не захочет выплачивать вознаграждение агента за аннулированный заказ и потребует исключить его стоимость из базы для расчета агентского вознаграждения. Поэтому в интересах агента — предусмотреть в договоре условие о том, что агентское вознаграждение в данном случае не подлежит возврату и он имеет право на его получение в случае продажи купона. Мотивировать принципалу необходимость включения в агентский договор такого условия агент может тем, что свои обязательства перед ним он выполнил надлежащим образом, и отказ потребителя от услуг является риском принципала, а не агента.

Агент и потребитель: правоотношения есть, ответственности — нет

Для потребителей агенты на своем сайте размещают пуб­личную оферту, в которой излагаются условия получения продуктов на основании приобретенных купонов (п. 2 ст. 437 ГК РФ). В публичной оферте определяются общие условия взаимодействия агента и потребителей, в частности: порядок регистрации на сайте, условия приобретения купонов, особые требования, порядок разрешения конфликтных ситуаций и т.п. В этом до­кумен­те необходимо указать, что акцептом оферты является регистрация потребителя на сайте агента, что является принятием всех ее условий.

В публичной оферте также нужно указать, что агент вправе осуществлять обработку, хранение и передачу персональных данных потребителей, регистрирующихся на сайте, в пользу принципалов, продукты которых те заказывают, а также рассылать потребителям информационные сообщения рекламного характера в виде смс-сообщений и по адресу электронной почты, указанному при регистрации на сайте, на что они дают согласие путем акцепта публичной оферты. Это необходимо для выполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Наиболее активным потребителям агент вправе предоставлять дополнительные бонусы и начислять баллы, которые можно будет использовать для оплаты продуктов на сайте агента, а также предоставлять им другие преференции с целью поощрения и стимулирования к дальнейшим покупкам.

Договор между агентом и потребителем является непоименованным (п. 2 ст. 421 ГК РФ). Такая конструкция ­законом прямо не предусмот­рена, но и не противоречит ему, в связи с чем является допустимой в силу принципа свободы договора (п. 2 ст. 421 ГК РФ). Предметом данного договора, который излагается в публичной оферте, является установление порядка взаимодействия сторон, порядка приобретения купонов, их возврата, условия возврата купонов и денег за них, разрешения конфликтных ситуаций и др.

Несмотря на то что до­говор между агентом и потребителем является непоименованным, потребитель сможет предъ­явить к нему требования, вытекающие из Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Однако с учетом характера складываю­щихся между ними отношений по приобретению купона агент не отвечает за качество и потребительские свойства продукта, условия его предоставления, а также за информацию, размещенную в условиях акции, которую он указывает по поручению принципала на основании заключенного с ним агентского договора.

Все требования, связанные с недостатками продуктов, потребители вправе предъ­явить к принципалу, в интересах которого действует агент. На это необходимо прямо указать в публичной оферте, например, включив в нее следующую формулировку: «агент действует от имени и за счет принципала, который фактически предоставляет потребителям продукты. Полномочия агента ограничиваются размещением на своем сайте предмета и условий сделки от имени и за счет принципала, а также оформлениям сделки путем зачисления денежных средств потребителя и (или) предоставлением ему купонов. Права и обязанности по договору на предоставление продукта возникают непосредственно у принципала и потребителя. Все претензии к предмету и условиям договора предъявляются потребителем непосредственно принципалу без учас­тия агента, который не несет ответственности за исполнение перед ним принципалом договора».

Наличие такого условия в тексте публичной оферты агента, размещенной на его сайте, освобождает его от ответственности перед потребителем (Апелляционное определение Пермского краевого суда от 17.03.2014 по делу № 33-2063). Дело в том, что агент — посредник, он не является стороной договора на предоставление продукта и не может отвечать за действия (бездействие) принципала (Апелляционное определение Московского городского суда от 22.05.2014 по делу № 33-15816/14).

Если потребитель все же предъявит какие-либо требования к агенту, последний вправе ходатайствовать в суде о замене его на принципала как надлежащего ответчика по делу (ст. 41 ГПК РФ), в интересах которого он действовал в отношениях с потребителем, приложив к нему копию агентского договора с ним и приложение или иной до­кумен­т с условиями спорной акции.

Если в условиях агентского договора нет положения о том, что агент отвечает перед потребителями за недостатки продукта самостоятельно либо что агент действует по модели комиссии, то есть от своего имени и за счет принципала, приобретая тем самым все права и обязанности по договору на предоставление продукта, суд откажет в возложении ответственности на него, разъяснив потребителю его право заявить свои требования принципалу (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.03.2014 по делу № 33-7202/14).

В таком случае возложение на агента ответственнос­ти за действия (бездействие) принципала противоречит условиям публичной оферты и агентскому договору (апелляционные определения Пермского краевого суда от 17.03.2014 по делу № 33-2063, Московского городского суда от 22.05.2014 по делу № 33-15816/14). Однако потребитель сможет взыскать с агента стоимость купона, который он так и не смог реализовать (Апелляционное определение Московского областного суда от 29.05.2013 по делу № 33-11696/2013), что дает агенту право потребовать возмещения соответствующей суммы от принципала.

Поскольку агент действует в отношениях с потребителями не от своего собственного имени, а от имени и в интересах принципала, то в публичной оферте необходимо указать, что все права и обязанности, связанные с продажей продуктов принципала, возникают перед потребителем именно у него. При этом сам агент не несет перед ним никакой ответственности на случай, если продукт не будет предоставлен либо будет предоставлен не в том объеме, в котором был указан на сайте агента, либо по иным подобным причинам потребитель не получит то, на что был вправе рассчитывать.

Учитывая, что продукт реализует принципал, именно он и является ответственным лицом перед потребителем, а пределы ответственности агента ограничены суммой полученного им вознаграждения за проданный купон, данные условия публичной оферты также должны быть продублированы в агентском договоре.

Кроме того, в агентском догово­ре необходимо прямо предусмотреть, что ответственность за содержание, полноту и достоверность всей информации по проводимым акциям несет сам принципал, а агент имеет право потребовать от него полного возмещения убытков в случае, если к нему предъявят требования потребители. Взысканные с агента денежные суммы он сможет также удержать из перечисленных в пользу принципала денег, если по условиям агентского договора используется первая схема взаиморасчетов, о которой мы рассказали выше. На это право также необходимо указать в агентском договоре.

Помимо этого, на случаи ущемления прав потребителей стороны вправе установить в договоре право на односторонний отказ от договора (ст. 450 ГК РФ) или на прекращение проводимой акции без растор­жения самого договора и без возмещения убытков принципалу.