Пожарный надзор может вернуться на все этапы строительства и реконструкции

| статьи | печать

В Госдуму внесено сразу несколько законопроектов, направленных как на ужесточение административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, так и на усиление государственного пожарного надзора за объектами капитального строительства, где возможно массовое скопление людей. В частности, предлагается предоставить органам федерального государственного пожарного ­надзора полномочия на контроль за строительством (реконструкцией) таких объектов.

В связи с произошедшим в марте этого года пожаром в торговом центре «Адмирал» в Казани и общим увеличением количества зарегистрированных пожаров за последние годы Государственный Совет Респуб­­лики Татарстан выступил с законодательной инициативой и предлагает усилить федеральный пожарный надзор на объектах с массовым пребыванием людей.

Торговые центры и офисы будут проверять «с пристрастием»

Госсовет Республики Татарстан предлагает внести изменения в Федеральный закон от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (соответствующий законопроект № 777760-6 внесен в Госдуму). В частнос­ти, выделить объекты капитального строительства, где возможно массовое пребывание людей, в отдельную группу — «объекты защиты особого статуса». К ним будут относиться:

  • здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
  • гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
  • здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;
  • здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.

А также отдельно стоящие здания общей площадью 3500 кв. м и более:

  • театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и т.п.;
  • музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
  • здания организаций тор­говли;
  • здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов.

Для этих объектов предлагается ввести обязательное проведение государственной экспертизы проектной до­кумен­тации, а также установить особенности организации и осуществления федерального пожарного надзора.

Пожарный надзор во время строительства необходим

В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственного пожарного надзора МЧС России с 1 января 2007 г. не вправе осуществлять проверку соответствия выполненных работ при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства проектной до­кумен­тации в час­ти содержащихся в ней требований пожарной безопасности, это входит в предмет деятельности органов государственного строительного надзора. Кроме того, из ст. 55 ГрК РФ были исключены положения о необходимости предоставления застройщиком или заказчиком при получении разрешения на ввод объекта в эксплуа­тацию заключения органов государственного пожарного надзора МЧС России о соответствии построенного, реконструи­руемого или отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной до­кумен­тации в области пожарной безопасности.

Как отмечается в пояснительных записках к законопроектам, в период с 2007 по 2014 г. количество пожаров на объектах с массовым пребыванием людей (торговые, развлекательные центры, другие места социального назначения и проведения досуга) возросло с 875 до 969. В период с 2013 по 2015 г. произошло более 20 крупных пожаров, в том числе в г. Владикавказе — в торговом цент­ре «Поиск», в г. Черемхово Иркутской области — в торговом цент­ре «Октябрь», в г. Кирове — в торгово-развлекательном комплексе «Фабрика», в г. Твери — в торговом центре «Радость», в г. Сарове Нижегородской области — в торговом центре «Атриум» и др. Анализ произошедших пожаров указывает на многочисленные нарушения требований пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и эксплуа­­тации указанных объектов.

В связи с этим другая инициа­тива Госсовета Рес­публики Татарстан связана с поправками в Градострои­­тельный кодекс Российской Федерации (проект № ­­777765-6). Он предлагает предоставить органам федерального государственного пожарного надзора участвовать на всех стадиях строительства (реконструкции) объектов защиты особого статуса, включая выдачу заключения при государственной экспертизе проектной до­кумен­тации, осуществлении государст­венного надзора на этапах строительст­ва (реконструкции) и ввода в эксплуатацию, наряду с предусмотренным сейчас государственным строительным и экологическим надзором. Соответствующие изменения планируется внести в ст. 49, 54 и 55 ГрК РФ.

Кроме того, предусматривается, что на таких объектах плановые проверки будут осуществляться органами федерального государственного пожарного надзора не реже одного раза в год, начиная с первого года эксплуатации. Срок проведения проверки будет составлять не более 20 рабочих дней, а в исключительных случаях будет продлеваться еще на 20 рабочих дней.

В настоящее время ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает, что срок проведения плановой выездной проверки в отношении субъекта малого предприятия не может превышать 50 часов в год, а для субъекта микропредприя­тия — 15 часов. По мнению авторов законопроекта, отнесение субъекта к малому или мик­ропредприятию не означает, что они не могут иметь в собственности крупные объекты, в том числе торговые центры, да и для качественного обследования таких объектов на предмет обеспечения пожарной безо­пасности предусмотренного законодательством времени недостаточно.

Помимо усиления государственного пожарного надзора, предлагается ужесточить административную ответственность за нарушения требований пожарной безопасности (проект № 777749-6 федерального закона «О внесении изменений в ст. 20.4 и 23.1 КоАП РФ»). В частности, дополнить перечень административных наказаний, назначаемых юридическим лицам за нарушение этих требований (ч. 1—4 ст. 20.4 КоАП РФ), административным приостановлением деятельнос­ти на срок до 90 суток.