Прогноз МЭР выглядит чересчур оптимистичным

| статьи | печать

Скромное снижение российской экономики в I квартале — на 2,2% — вдохнуло оптимизм в Минэкономразвития, которое представило проект прогноза социально-экономического развития страны на предстоящую трехлетку. Согласно ему в 2016 г. нас ждет прирост ВВП в 2,3%, в 2017 г. — 2,5%, в 2018 г. тоже 2,5%. Эксперты сомневаются в основной предпосылке нового прогноза — ежегодном росте цен на нефть на 10 долл. за баррель.

Глава МЭР Алексей Улюкаев подчеркнул на заседании правительства: «В I квартале нынешнего года снижение ВВП составило 2,2%, причем по так называемым торгуемым секторам экономики, таким как промышленность, снижение 0,4%, по сельскому хозяйству — рост 3,5%, грузо­оборот транспорта (важный показатель, коррелирующий с динамикой экономики) — 1,7%. Конечно, наибольший риск — это инвестиции, это строительство, здесь инвестиционный спад на 6%. Спад потребительского спроса, измеряемый розничным товаро­оборотом, — 6,7%».

Рецессия, по оценкам г-на Улюкаева, продлится три квартала, и в конце года начнется экономическое оживление, которое перерастет с 2016 г. в компенсационный спрос. И в недалеком времени (в 2017 или 2018 г.) российская экономика выйдет на докризисный уровень.

В сложившейся, не столь уж мрачной ситуации, базовый вариант прогноза Минэкономразвития исходит из консервативного предположения, что в текущем году цена нефти составит 50 долл. за баррель, но затем будет расти на 10 долл. за баррель каждый год. Кроме того, базовый сценарий предполагает, что Россия будет в течение всего трехлетнего периода находиться в режиме санкций, и по-прежнему испытывать трудности в доступе к глобальному рынку капитала и рефинансированию обязательств оте­чественных компаний.

Отток капитала будет постепенно снижаться и, с учетом графика погашения внешней задолженности нашими заемщиками, оживлением интереса к российскому фондовому рынку, по годам трехлетки составит 60 млрд, 50 млрд и 40 млрд долл.

Более приличная (по сравнению с прежними прогнозами) ситуация с экспортом позволяет также ожидать улучшения текущего счета платежного баланса, соответственно по годам трехлетки — 63 млрд, 75 млрд и 92 млрд долл. Следовательно, уже начиная с 2016 г. положительное сальдо текущего счета сможет перевешивать отрицательное сальдо капитального счета.

«Это может оказывать давление на курс руб­ля в сторону его укрепления, — полагает руководитель экономического ведомства. — Тем не менее, по нашим расчетам, тот гандикап по издержкам, который получили российские производители за счет снижения издержек, пересчитанных в валюту, будет действовать весь рассматривае­мый период — до 2018 г.».

Вместе с тем укрепление национальной валюты позитивно повлияет на динамику инфляции. Уже начиная с I квартала следующего года инфляция вернется в область однозначных значений и затем продолжит снижаться: в 2017 г. — до 6%, в 2018 г. — до 5%.

Сокращение инфляции, в свою очередь, позволит Банку России продолжать политику снижения ключевой ставки, а банкам увеличивать объемы кредитования в связи с улучшением финансового положения заемщиков и уменьшения процентных ставок.

Реальные доходы населения возрастут в 2016 г. на 1,1%, а в 2017—2018 гг. приблизятся к уровню роста в 3% в год. При этом розничный товарооборот может расти даже несколько быстрее, потому что будет повышаться степень уверенности населения в доходах, в занятости, что позволит рознице расти темпами 1,4% в 2016 г., 3,2% — в 2017 г. и 3,8% — в 2018 г.

«В целом интегральный показатель валового внутреннего продукта вернется в область положительных значений. В 2016 г. мы предполагаем рост на 2,3%, в 2017 — 2018 гг. — 2,5%, по промышленному производству — 1,5% в 2016 г. с ростом до 2,1% в 2018 г.», — оптимис­тично заявил глава МЭР.

Мнение независимых экспертов относительно перспектив отечественной экономики выглядит более прозаичным. «Объем ВВП в реальном выражении за четырехлетний период может вернуться к уровням 3—5-летней давности, то есть пройти в обратном направлении более половины пути до дна прошлого кризиса, с весьма скромными перспективами последующего роста даже в долгосрочной перспективе, — пишут ученые Центра развития ВШЭ в апрельском выпуске Нового экономического прогноза. — Падение экономики в 2015—2016 гг. будет смягчено, но темпы роста в 2017—2018 гг. не превысят 2% в год. Активное использование ресурсов Резервного фонда и ФНБ в этот период повышает риски бюджетной несбалансированности в случае нового падения цен на нефть».

Стоит заметить, что по результатам заседания Кабинета министров было принято решение доработать основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ, обратив особое внимание на необходимость определения прогнозной цены на нефть марки Urals в 2016—2018 гг. на уровне 60—65—70 долл. за баррель.