Обзор судебной практики («Бухгалтерское приложение», № 18, 2015 г.)

| статьи | печать

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2015 № 308-КГ15-3195

Организации не вправе произвольно менять период признания затрат, относя их к расходам будущих периодов.

Компания учла для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение услуг не в периоде их возникновения, а в более поздних налоговых периодах, посчитав их расходами будущих периодов. Налоговики при проверке доначислили компании налог на прибыль. Она обратилась в суд.

Суды всех инстанций поддержали налоговиков. Они отметили, что в налоговом учете под расходами будущих периодов понимается определенная группа расходов, которые учитываются не в момент возникновения, а в течение определенного периода времени. К ним, в частности, относятся расходы на ­НИОКР, расходы на страхование.

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. Приобретенные услуги компания должна была учесть на основании подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, либо на дату предъявления ей до­кумен­тов, служащих основанием для произведения расчетов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.

Постановление АС Дальневосточного округа от 10.04.2015 № Ф03-396/2015

Премии к праздничным датам являются элементом оплаты труда и облагаются страховыми взносами.

Общество выплачивало своим работникам разовые премии к праздничным датам на основании положений коллективного договора. Считая, что данные премии не относятся к системе оплаты труда, не были включены в условия трудовых договоров с работниками, не зависели от квалификации работника, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, общество не облагало эти выплаты страховыми взносами. Управление ПФР оштрафовало общество за неуплату взносов и предложило уплатить недоимку в бюджет. Общество обратилось в суд.

Суды всех инстанций поддержали проверяющих. Они указали, что разовые премии связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и имеют стимулирующий характер, в связи с чем являются элементами оплаты труда, получаемой в рамках трудовых отношений. Поэтому они относятся к объекту обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления. Нет оснований относить с

к социальным или компенса­ционным выплатам, они не поименованы в числе выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 17.02.2015 № Ф04-13816/2014

Работодатель не вправе возвращать работнику удержанный с начала года ­НДФЛ, если заявление на предоставление имущественного вычета получено от него не в первом месяце этого года.

Компания возвратила своим работникам НДФЛ за те месяцы, которые предшествуют подаче ими заявлений о предоставлении имущественного вычета. Она полагала, что раз доход для целей НДФЛ определяется нарастающим итогом с начала года, то и вычет должен применяться ко всей сумме этих доходов. Но налоговики посчитали, что возвращать ранее удержанный НДФЛ работникам компания не имела права. По их мнению, работодатель вправе предоставлять имущественный вычет только начиная с месяца, в котором работник обратился за его предоставлением. Суд первой инстанции поддержал компанию. Он указал, что положения ст. 220 НК РФ не содержат прямого указания на разрешение либо запрет на предоставление работодателем имущественного вычета с начала календарного года, в котором получено заявление работника. А вот суды апелляции и кассации пришли к выводу, что в случае обращения к работодателю за предоставлением имущественного вычета не в первом месяце налогового периода данный вычет предоставляется начиная с месяца, в котором работник обратился за его предоставлением. Вычет по доходам за месяцы, предшествующие подаче заявления на вычет, работник может получить при подаче налоговой декларации.