Оптимизм в сфере услуг не дотянул до «зеленой» зоны

| статьи | печать

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг во II квартале вырос на 11 п.п., но остался в отрицательной зоне, составив –1%. Улучшение настроений бизнесменов, по мнению ученых ВШЭ, носит сезонный характер и не может свидетельствовать о системном улучшении бизнес-климата в этом секторе экономики.

Балансы предпринимательских оценок изменения всех ключевых индикаторов деятельности сервисных организаций — потребительского спроса, объема оказанных услуг и полученной прибыли, численности занятых, экономического положения организаций — сохранили отрицательные значения. В положительной зоне находились только балансы оценок изменения цен на услуги, что вряд ли можно считать позитивным явлением.

Такая динамика индикаторов не дает поводов для оптимистичной оценки ситуации в секторе. В предыдущие три года значение ИПУ во II квартале всегда возвращалось в положительную зону после зимнего «дна» деловой активности. В текущем году ИПУ сохранил отрицательное значение, что свидетельствует о неблагоприятном деловом климате в сфере услуг в целом, несмотря на определенное сезонное оживление в некоторых ее сегментах.

Положительные значения ИПУ сложились только в пяти из 14 обследуемых видов услуг, из них три имеют ярко выраженный сезонный характер динамики: туристические, санаторно-курортные и гостиничные услуги.

Деловой настрой страховщиков — традиционно самых оптимистичных участников обследования Росстата — значительно ухудшился за последние полтора года: ИПУ, несмот­ря на положительное значение в текущем квартале (+3%), потерял за последний год 16 п.п.

Группа стабильных пессимис­тов, в которую входили предприниматели, оказывающие бытовые услуги и занимающие­ся ремонтом бытовых изделий и предметов личного пользования, значительно расширилась за счет рекламщиков, риелторов и стоматологов. В трех последних видах деятельности отрицательные значения ИПУ сохраняются уже третий квартал подряд.

Неожиданным выглядит отрицательное значение индикатора, рассчитанное на основании мнений предпринимателей, оказывающих услуги связи. На протяжении предыдущих трех лет проведения обследований данная группа респондентов всегда позитивно оценивала показатели деловой активности своих организаций.

Продолжение спада деловой активности в сфере услуг эксперты «Вышки» объясняют, прежде всего, перманентным сокращением платежеспособного потребительского спроса. Реальные располагаемые денежные доходы населения сокращаются уже семь месяцев подряд, причем эта тенденция в последнее время только усиливается. Реальная заработная плата работающего населения снижается ускоренными темпами.

В нынешнем году финансовые ограничения осложнились ростом напряженности на рынке труда: начиная с февраля 2015 г. статистика фиксирует рост безработицы в стране. Процентные ставки на потребительские кредиты и непредсказуемость экономической и геополитической ситуации ограничивают для большинства населения возможность использования заемных средств.