Российский авиарынок сокращается

| статьи | печать

По итогам года пассажирооборот российских авиакомпаний упадет на 10%. Такой прогноз прозвучал на онлайн-конференции «Российская авиаотрасль: преодолевая турбулентность», которую провела информационная группа Finam.ru. Двукратная девальвация рубля увеличила внутренние низкорентабельные авиаперевозки и снизила прибыльные международные. За четыре месяца текущего года пассажирооборот на внутренних линиях вырос на 8,6%, а на международных — упал на 18%.

Как рассказал старший аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода, с января по апрель российские авикомпании перевезли на 2% меньше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года. При этом международные перевозки сократились на 14,8%, а внутренние, наоборот, увеличились на 10,8%. Данные апреля показали, что снижение общего объема перевозок несколько замедлилось.

«Я бы посоветовал обратить внимание не только на абсолютные цифры перевезенных пассажиров, но и на эти цифры, соотнесенные с дальностью перелетов, — пассажирооборот. Это особенно важно для оценки экономических перспектив авиакомпаний, так как существенно не то, сколько перевезено пассажиров, а сколько они за эту перевозку заплатили», — подчеркнул Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru. А статистика такая: за четыре месяца текущего года пассажирооборот на внутренних (низкодоходных) линиях вырос на 8,6%, а на международных (высокодоходных) упал на целых 18%.

В среднем пассажирооборот по отношению к аналогичному периоду прошлого года снизился на 9%. Это существенный спад, считают эксперты.

Из-за девальвации руб­ля компании столкнулись с огромным ростом расходов на обслуживание долгов. В январе — апреле 2015 г. убытки 35 крупнейших авиакомпаний РФ, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, достигли 2,2 млрд руб.

В условиях кризиса правительство помимо госгарантий увеличило субсидирование региональных авиаперевозок на 650 млн руб. Таким образом, общая сумма субсидий, зарезервированных в федеральном бюджете на выполнение полетов на территории России, выросла до 4,23 млрд руб.

Кроме того, увеличилось и количество маршрутов, на которые распространяется программа субсидирования. В частности, добавлены направления в труднодоступные регионы Сибирского, Дальневосточного, Уральского и Северо-Западного округов. Общее количество субсидируемых маршрутов в 2015 г. насчитывает 113 пунк­тов. Для реализации программы Росавиация привлекла 23 авиакомпании.

По итогам пяти месяцев 2015 г. в рамках программы было перевезено 90 000 пассажиров и выполнено более 2500 рейсов на сумму более 871 млн руб.

Ростуризм договорился о скидках на топливо

Рост стоимости авиатоплива вынуждает перевозчиков или сокращать маршрутную сеть, или поднимать цены на авиабилеты. В рамках Петербургского международного экономического форума руководитель Ростуризма Олег Сафонов подписал меморандум о сотрудничестве в сфере туризма с группой компаний «Аэрофьюэлз».

Соглашение предусматривает предоставление российским авиаперевозчикам, осуществ­ляющим рейсы внутри страны, скидок на топливо до 15%. Скидки будут предоставляться, в частности, в аэропортах Москвы (Домодедово), Санкт-Петербурга (Пулково), Петропавловска-Камчатского, Улан-Удэ, Иркутска, Владивостока, Нижнего Новгорода, Перми, Кургана и Ижевска.

«Если мы исходим из того, что в структуре стоимос­ти авиа­ционного билета до 50% занимает стоимость топлива, то, естественно, это может привес­ти к сокращению стоимости авиационных билетов практически на 7,5%», — заявил О. Сафонов на парламентских слушаниях в Госдуме. Согласно меморандуму «Аэрофьюэлз» также будет расширять сеть топливно-заправочных комплексов на территории РФ и способствовать увеличению ­объема внутрироссийских полетов. Это приведет к снижению стоимос­ти удельной доли перелета в туристических путевках. Ростуризм, в свою очередь, намерен повышать имидж внутрироссийского туризма в глазах участников рынка туристических услуг в России.

Новых лоукостеров в России пока не будет

Для снижения цен на авиабилеты и роста объемов авиа­рынка в стране необходимо развивать сектор бюджетных авиаперевозок, считают участники организованной «Финамом» конференции. Лоукостеры нужны, и то, что появилась «Победа», уже радует, отметила аналитик UFS Investment Company Юлия Гапон. В то же время, полагает она, в ближайшей перспективе ожидать появления конкурента «Победы» вряд ли стоит.

«Бюджетные перевозки требуют: а) недорогого портового обслуживания; б) невысоких и стабильных цен на авиакеросин; в) эксплуатации воздушных судов с минимальным временем нахождения на земле. Ничего этого у нас нет, посему ждать появления настоящих бюджетных перевозчиков не стоит», — заявил независимый эксперт Алексей ­Захаров.

В России пока не сформировалась культура бюджетных перевозок, считает Р. Гусаров: «Большинство граждан хочет лететь дешево, но не готово пожертвовать комфортом или уровнем сервиса. Привыкание проходит тяжело. Уверен, в России лоукост возможен, но не в европейском понимании. У нас иные экономические и географические условия, поэтому летать дешево, как в Европе, мы не будем». Впрочем, по словам эксперта, некоторые из существующих авиакомпаний на отдельных направлениях уже реализуют модель бюджетных перево­зок, просто пока не называя себя лоукост-компанией.

Вопрос доступности услуг и ценовой политики завязан не только на авиакомпании, но и на сопутствующую инфраструктуру (аэропорты и т. д.), а это требует значительных капиталовложений в среднесрочной перспективе. «Аэропортовый бизнес постепенно также консолидировался в рамках ряда холдингов, игроки реализуют проекты по модернизации и расширению. Поэтому думаю, что шансы получить приемлемый сервис за доступную цену в обозримой перспективе высоки», — отметил старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала Промсвязьбанка Илья Фролов.

Перспективы у лоукостеров в России есть, но ждать того, что они появятся в большом количестве в ближайшие годы, не стоит. «Основные перспективы их развития, по моему мнению, заключаются в развитии регио­нальных авиаперевозок. То есть они могут быть востребованы на рейсах между цент­рами регионов и другими городами. То есть чтобы человек мог, условно говоря, совершить перелет из Курска в Сыктывкар не через Москву, а напрямую», — отметил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» ­Дмитрий Баранов.

Он подчеркнул, что для этого нужна соответствующая инфраструктура, которой нет во многих российских городах или она не того уровня. Поэтому необходимо восстанавливать региональные аэропорты, и тогда могут появиться и желающие совершить такие перелеты, и компании, которые будут готовы перевезти таких пассажиров по приемлемым ценам.

Эксперты пришли к выводу, что по итогам года, несмотря на предпринимаемые государством меры, динамика рынка будет отрицательной. Аналитики Газпромбанка ожидают сезонное оживление летом и к концу года. В целом, по их подсчетам, по году общий объем перевезенных пассажиров может сократиться на 3—4% по отношению к 2014 г.

По словам Р. Гусарова, пассажирооборот в текущем году станет меньше на 10% по сравнению с 2014 г. И только в том случае, если политическая и экономическая ситуации не будут ухудшаться стремительней, чем ожидается.

К сведению

Авиакомпаниям рекомендовали уменьшить размер ручной клади

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) рекомендовала мировым авиакомпаниям принять новый стандарт ручной клади, который меньше общепринятых сегодня размеров. Об этом сообщила Ассоциация туроператоров России (АТОР).

По мнению экспертов IATA, при новых оптимальных размерах сумки или чемодана — 55 на 35 на 20 сантиметров — свой багаж на полках над креслами смогут комфортно разместить все пассажиры самолетов емкостью от 120 кресел и больше. В основном речь идет о наиболее распространенных самолетах — Boeing-737 или линейки от A-320 до A-380. При этом предложено маркировать оптимальный багаж особым образом: IATA Cabin OK.

Старший вице-президент IATA по вопросам аэропортов, пассажиров, грузов и безопасности Томас Виндмюллер подчеркнул, что рекомендации IATA являются ориентиром, а не стандартом. Рекомендуемый новый размер не заменяет ограничений по размерам ручной клади, устанавливаемых каждой авиакомпанией индивидуально. И тем более нет никаких планов, чтобы установить отраслевой стандарт повсеместно.

Сегодня на международных рейсах многие авиаперевозчики допускают в кабину багаж большего рекомендуемого размера. Что касается российских авиакомпаний, то многие из них, как, например, «Аэрофлот», ограничивают размеры места ручной клади 115 сантиметрами по сумме измерений, что почти укладывается в стандарт IATA Cabin OK.