«Иванов» меньше не верит в завтрашний день

| статьи | печать

Аналитический департамент Sberbank CIB — Sberbank Investment Research представил 12-й выпуск обзора потребительской уверенности россиян «Потребительский индекс Иванова». Как пишут авторы, результаты последнего исследования указывают на значительное восстановление индекса потребительской уверенности — с –22% в I квартале 2015 г. до –14% во II квартале.

В исследовании отмечается, что индекс национального благосостояния на ближайшие 12 месяцев, который в I квартале был на уровне –7%, во II квартале вышел в область положительных значений и составил 5%. «На наш взгляд, это изменение в основном обусловлено сокращением доли респондентов, ожидающих ускорения инфляции (с 67% в I квартале 2015 г. до 60% во II квартале) и дальнейшей девальвации рубля (с 38 до 24%). Восприятие текущей экономической ситуации также стало менее пессимистичным (доля респондентов, полагающих, что российская экономика нестабильна, уменьшилась на 9 п.п.). Это позитивно повлияло на ожидания, связанные с личным благосостоянием в ближайшие 12 месяцев: в I квартале соответствующий индекс составил –1%, а во II квартале — поднялся до 5%», — пишут авторы исследования.

По мнению аналитиков Сбербанка, индекс, оценивающий условия для крупных приобретений, который в I квартале «нащупал дно» на отметке –39%, во II квартале поднялся до –29% — эффект аномального спроса на товары длительного пользования в ­декабре 2014 г. сошел на нет, а курс руб­ля стабилизировался. Стабилизация курса позитивно повлияла на восприятие рес­пондентами текущей экономической ситуации — 8% опрошенных увеличили необязательные потребительские расходы, что является позитивным фактором для рынка товаров длительного пользования.

«Уровень безработицы среди наших респондентов остался на уровне I квартала — 10,3%. При этом ситуация на рынке труда не вполне благоприятна: индекс чистого найма в апреле—июне опустился до –47% (в I квартале он составил –44%), а 53% опрошенных отметило, что их работодатели сокращают персонал (либо самостоятельно увольняя сотрудников, либо отказываясь от поиска замены тем, кто увольняется по собственному желанию). Доля Ивановых, опасающихся увольнения, по-прежнему довольно велика — 36% по итогам II квартала (в I квартале 2015 г. показатель составил 37%, а в IV квартале 2014 г. — 35%). Таким образом, безработица занимает второе место среди наиболее актуальных для наших респондентов проблем — ее упомянули 52% опрошенных (на первом мес­те — инфляция, которую отметили 60% Ивановых)», — говорится в исследовании.

Результаты опроса по инфляции и безработице можно считать почти радостными. Но оптимистичная трактовка не получается по другим пунк­там опроса. К примеру, эксперты отмечают рост с 37 до 39% тех граждан, у которых нет сбережений. Доля месячного заработка, отложенного в качестве сбережений, упала — в I квартале она составила в среднем 9,2%, а во II квартале опустилась до 7,9% (минимального значения с ноября 2013 г.).

Вряд ли можно считать позитивным и то, что доля Ивановых, переходящих на более дешевые товары, уменьшилась по сравнению с предыдущим кварталом впервые со II квартала 2014 г. (63% респондентов пытаются экономить на товарах первой необходимости, а в I квартале 2015-го их доля составила 66%). Действительно, такая тенденция должна бы затормозить ухудшение потребительской корзины, которое стало главным фактором, замедляющим рост выручки ретейлеров в первой половине текущего года. Но похоже, что люди просто уже и так экономят на всем, на чем получается. Именно поиском дешевых заменителей привычных товаров, скорее всего, объясняется и то, что среднее количество сетей, в которых респонденты совершают покупки, увеличилось с 2,3 в IV квартале 2014 г. до 2,8 в I квартале ­2015-го, а во II квартале составило 2,9. И авторы исследования пишут: «Это говорит о том, что потребители продолжают искать более низкие цены, и данную тенденцию подтверждают показатели нескольких розничных сетей, отмечающих прирост числа покупателей».