Господдержка производителей сельхозтехники недостаточно эффективна

| статьи | печать

Действующий порядок субсидирования производителей агромашин не создает действенных стимулов спроса на российскую сельскохозтехнику и не снижает нагрузку на аграриев. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты по результатам проверки. По данным ведомства, по состоянию на 24 июня 2015 г. на расчетные счета поставщиков техники перечислено только 18,3% от общего объема средств федерального бюджета, выделенных государством на поддержку российского сельхозмашиностроения.

Госпрограмма развития сельского хозяйства предусматривает финансирование в объеме 1,9 млрд руб. для приобретения 2397 единиц техники (зерно- и кормоуборочных комбайнов и тракторов). В рамках антикризисных мер Кабмин решил дополнительно направить из федерального бюджета 2 млрд руб. на субсидирование скидки на сельхозтехнику и осуществить имущественный взнос в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» в таком же объеме. За счет выделенных средств Минсельхоз России планировал субсидировать производство и реализацию еще порядка 2900 единиц техники.

По словам аудитора Счетной палаты Бато-Жаргала Жамбалнимбуева, проверка ведомства показала, что по состоянию на 24 июня 2015 г. Минсельхоз на расчетные счета поставщиков техники перечислил 713,95 млн руб., или 18,3% от общего объема средств федерального бюджета, выделенных на указанные цели. Из 5297 единиц техники заводы-изготовители поставили 970 единиц техники, в том числе 660 тракторов и комбайнов. В то же время обеспеченность, например, зерноуборочными комбайнами и тракторами, исходя из данных Минсельхоза, не превышает 50%, а темпы обновления остаются низкими.

Неиспользованный остаток субсидий производителям сельхозтехники составляет 3,2 млрд руб., или 81,7% от общего объема предоставленных Минсельхозу России лимитов бюджетных обязательств и средств федерального бюджета, подвели итог в счетном ведомстве.

Стоимость агромашин искусственно завышается

Также аудиторы обратили внимание, что субсидируемая скидка выплачивается производителям от завышенной цены. Дело в том, что положение, обязывающее производителей предоставлять в федеральные органы исполнительной власти сведения о формировании цены за единицу сельхозтехники на условиях «франко-завод» (цена, подлежащая уплате изготовителю, на предприятии которого производилась последняя обработка/переработка товара) и структуре ее себестоимости, законодательно не закреплено.

«В реализации механизма господдержки отечественных сельхозмашиностроителей существенным является уровень цен, по которым в конечном итоге предлагается техника сельхозтоваропроизводителям», — пояснил Б. Жамбалнимбуев. Так, например, к 15-процентному субсидированию на условиях «франко-завод» Минсельхозом России принимается зерноуборочный комбайн (РСМ‑142)«ACROS‑580» с жаткой производства ООО «Комбайновый завод „Ростсельмаш“» с ценой 5,2 млн руб. (без НДС). Однако заводом этот комбайн в данной комплектации реализован по дилерскому договору по цене 2,96 млн руб. Дилер в свою очередь реализовал этот комбайн сельхозтоваропроизводителю с собственной наценкой по цене 3,6 млн руб.

Другой пример. ООО «Комбайновый завод „Ростсельмаш“» реализовал дилеру комбайн в этой комплектации по цене 3,6 млн руб. Дилер поставил комбайн сельхозтоваропроизводителю на условиях самовывоза и 100-процентной предоплаты по цене 4,5 млн руб.

Анализ этих и других примеров показывает, что скидка от цены «франко-завод», предоставляемая заводом-изготовителем собственным дилерам, колеблется от 26 до 43%. Кроме того, участие дилеров в цепочке завод (изготовитель сельхозтехники) — сельхозтоваропроизводители приводит к увеличению конечной цены за единицу продукции преимущественно в диапазоне от 15 до 25% по сравнению с ценой, предложенной заводом-изготовителем по договору поставки.

В качестве примера аудитор привел реализацию сельхозтехники ЗАО «Петербургский тракторный завод»: дилеру трактор «Кировец» комплектации «Стандарт» заводом-изготовителем поставлялся по цене 4,22 млн руб. (с НДС), а дилером по цене 5,1 млн руб., или на 20,5% дороже.

Фермерам не хватает льготного лизинга

Вызвала вопросы у специалистов Счетной палаты и работа другого механизма господдержки — лизинга. В соответствии с соглашением с Минсельхозом России на условиях финансовой аренды (лизинга) ОАО «Росагролизинг» планируется поставить в 2015 г. 741 единицу техники. За счет выделенных средств по состоянию на 18 июня 2015 г. было оплачено поставщикам только 239 млн руб., или 12% от общего объема средств федерального бюджета, выделенных на указанные цели. Аудитор отметил, что на момент окончания проверки программа льготного лизинга современной высокопроизводительной техники российского производства разработана не была.

При этом ревизия показала, что предоставление техники и оборудования фермерам в отсутствие программы льготного лизинга осуществляется на стандартных условиях. Так, по договору финансового лизинга предусмотрен 30% авансовый платеж, а также ежемесячные фиксированные платежи.

Кроме того, из 3,41 млрд руб. возвратных платежей, поступивших на расчетный счет общества, по состоянию на 15 июня 2015 г. реинвестировано в новые сделки по лизингу только 1,6 млрд руб. (47%). «Остальные средства размещаются лизинговой компанией на депозитах. По состоянию на 1 июня 2015 г. на депозитных счетах размещено более 5 млрд руб.», — сообщил аудитор.

По результатам проверки Счетная палата пришла к выводу, что механизм господдержки отечественных производителей сельхозтехники недостаточно эффективен. О том, что принятые меры не позволяют полностью перевооружить село, на правительственном совещании в Сочи говорил и глава Минсельхоза Александр Ткачев. По его словам, Кабмину нужно подумать о других способах и поддержки, и стимулирования не только заводов, но и сельхозтоваропроизводителей.

К сведению

По данным аналитической компании ОАО «АСМ-холдинг», в России за январь—июнь 2015 г. произведено 2949 тракторов, что на 35,6% меньше по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. Производство зерноуборочных комбайнов снизилось на 28,0% против соответствующего периода 2014 г. — до 2597 единиц. Выпуск сеялок за этот период сократился на 5,4% — до 2444 единиц. Зафиксировали увеличение в производстве кормоуборочных комбайнов (11,6), плугов (3,9), борон (69,9%); культиваторов (6,9) и косилок (10,3%).