«Вредная» плата за дороги: Минфин оценил налоговые последствия

| статьи | печать

С 15 ноября 2015 г. компании и предприниматели, использующие в своей деятельности транспортные средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 т, должны будут платить сбор в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам таким транспортом. В письме от 06.10.2015 № 03-11-11/57133 специалисты Минфина России разъяснили вопросы, связанные с учетом данного платежа.

Новый платеж

Еще в 2011 г. Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 257-ФЗ) был дополнен ст. 31.1. Она установила правила движения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Так, согласно п. 1 ст. 31.1 Закона № 257-ФЗ вышеназванные транспортные средства могут осуществлять движение только при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.

Но до настоящего времени данная норма пока не работает. Она начнет действовать с 15 ноября 2015 г. Связано это с тем, что именно с этой даты вступает в силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 68-ФЗ, внесший вышеназванные изменения в Закон № 257-ФЗ. Также согласно постановлению Правительства РФ от 18.05.2015 № 474 с 15 ноября этого года начнет действовать постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 (далее — постановление № 504), утвердившее Правила взимания платы (далее — Правила). Размер платы составит 3,73 руб. на один километр пути, пройденного по автомобильным дорогам федерального значения (п. 1 постановления № 504). Размер платы в счет возмещения вреда подлежит ежегодной индексации в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен (п. 2 постановления № 504).

Напомним основные моменты Правил. Собирать плату будут специальные операторы. Это организации и индивидуальные предприниматели, на которых в установленном законодательством РФ порядке возложены полномочия по обеспечению функционирования системы взимания платы (п. 2 Правил). Все полученные средства они будут перечислять в бюджет (п. 6 Правил).

Плата будет взиматься на основании договора. Он заключается между оператором и владельцем транспортного средства. Предметом договора является оказание услуг по расчету платы и обеспечению перечисления ее в федеральный бюджет на основании сведений о транспортном средстве (тип и марка, государственный регистрационный номер, идентификационный номер, разрешенная максимальная масса в соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства), к которым владелец автотранспорта прилагает копию свидетельства о его регистрации (п. 5 Правил).

Налоговые последствия

В связи с тем что новый платеж будет перечисляться компаниями — владельцами большегрузов не напрямую в бюджет, а через оператора, возникли вопросы с учетом этой платы. Ответы на них дал Минфин России в комментируемом письме.

НДС

Вопрос первый: облагается ли данная операция НДС?

Нет, не облагается. Так считают специалисты финансового ведомства. Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Основание — подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Исходя из названных норм, финансисты пришли к выводу, что перечисление оплаты в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, не связано с определением налоговой базы по НДС.

Налог на прибыль

Вопрос второй: может ли компания, перечисляющая оператору плату, учесть ее в составе расходов при расчете налог на прибыль?

Минфин России не видит никаких препятствий для учета рассматриваемой платы. По мнению финансистов, она отражается в налоговом учете в составе прочих расходов на основании ст. 264 НК РФ при условии соответствия таких затрат критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

К сожалению, Минфин России не уточнил, по какой именно норме ст. 264 НК РФ учитывать плату. На наш взгляд, если работа водителей по условиям трудового договора предусматривает разъездной характер и при этом компания не оформляет такие поездки как командировки, то рассматриваемый платеж можно учесть по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, как другие обоснованные прочие расходы.

«Упрощенка»

Вопрос третий: может ли организация, применяющая упрощенную систему с объектом налогообложения «доходы минус расходы», учесть плату за проезд в составе расходов?

Нет, нельзя. К такому выводу пришли финансисты. Дело в том, что на основании подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в состав расходов включаются суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Перечень налогов и сборов установлен ст. 13—15 НК РФ. И в этих нормах Налогового кодекса не поименована плата владельца транспортного средства в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т.

А другой подходящей нормы п. 1 ст. 346.16 НК РФ не предусматривает. Так как в упрощенной системе налогообложения перечень расходов, которые можно учесть при расчете «упрощенного» налога, является закрытым, рассматриваемый платеж организации на упрощенной системе не смогут учесть в составе расходов.