Розничный товарооборот ставит антирекорды

| статьи | печать

Оборот розницы падает, не снижая скорости, — в октябре он сжался на 1,2% к предыдущему месяцу с учетом сезонности. Причем в середине осени розница продемонстрировала рекордное за 15 лет снижение объема в годовом выражении (–11,7%). Экономисты напоминают, что даже в кризис 2009 г. максимальное падение составило 9,5%.

Текущее углубление спада в рознице вызвано, по мнению руководителя Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлии Цепляевой, в первую очередь снижением реальных располагаемых доходов населения. Несмотря на то что их падение замедляется, темпы остаются высокими (–0,8% месяц к месяцу в октябре против –1,3% месяц к месяцу в сентябре с учетом сезонности). Кроме того, население повышает норму сбережения — сберегательные настроения, согласно ежемесячному исследованию «Индекс финансовых настроений Сбербанка», в октябре снова выросли.

«Ключевыми факторами снижения розничного и оптового товарооборота являются снижение реальных располагаемых доходов населения и ожидания их дальнейшего снижения», — согласен с ней эксперт ИЭП Георгий Идрисов.

В структуре розничного товарооборота, по его оценке, несколько выросла доля пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, — до 47,8% (по сравнению с 46,6% в 2014 г.), а доля непродовольственных товаров снизилась до 52,2% (ранее — 53,4%).

В оптовом звене рост доли организаций, осуществляющих торговлю пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, и непродовольственными потребительскими товарами, произошел в первую очередь за счет снижения доли организаций, осуществляющих оптовую торговлю несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом.

«Интересная деталь: розничные торговые сети, на которые приходится существенная доля товарооборота, несмотря на сложившуюся негативную динамику в отрасли в целом продолжают показывать положительные финансовые результаты, — подчеркивает г-н Идрисов. — Другими словами, почти все падение товарооборота происходит именно в несетевом формате».

Сетевые и несетевые форматы торговли, находясь между производителями-поставщиками и потребителями, традиционно выступают точкой приложения политического давления и общественного недовольства ростом конечных цен. Торговые компании переносят это давление на производителей и поставщиков. Как результат, присутствует постоянная напряженность между сетевыми форматами торговли и производителями.

«Длительные попытки разрешения этих споров в России через механизм саморегулирования отрасли пока не приносят результатов, — напоминает аналитик ИЭП Юрий Пономарев. — В итоге это привело к попыткам давления через законодательную сферу — 21 января 2015 г. в Госдуму был внесен законопроект о поправках в закон о торговле. Проект, принятый в первом чтении, предусматривает существенное повышение регуляторной нагрузки на отрасль».