Малый бизнес в торговле теряет оптимизм

| статьи | печать

Руководители малых торговых компаний во второй половине 2015 г. дали негативные оценки большинству показателей экономической деятельности. Индекс предпринимательской уверенности, рассчитываемый статведомством, здесь снизился до –5%, причем половина руководителей предприятий отметили сокращение спроса.

Во 2-м полугодии по сравнению с январем в отрасли зафиксировано значительное ослабление торговой активности, что способствовало снижению потенциала малых розничных организаций. Не смог придать положительный импульс компаниям даже сезонный фактор, который во второй половине года, как правило, обеспечивает уплотнение потребительского потока, наращивая темпы роста рыночной конъюнктуры.

Сложившийся уровень спроса оценили «ниже нормального» 49% руководителей коммерческих организаций. По сравнению с 1-м полугодием уменьшение спроса констатировали 39%, а увеличение — только 15%. Баланс оценки изменения показателя составил –24%. Именно недостаточный спрос предприниматели назвали одним из самых сдерживающих факторов развития своего бизнеса. На его отрицательное влияние указали 77% респондентов.

Масштабный характер падения спроса предопределил ситуацию с реализацией товаров. Согласно результатам обследования в организациях по сравнению с началом года отмечалось снижение объема продаж (баланс оценок изменения показателя составил –25%).

Ученые «Вышки» замечают, что, судя по прогнозам респондентов, в начале 2016 г. не следует рассчитывать на активизацию торговой отрасли. Практически половина опрошенных предпринимателей считают, что ситуация сохранится без изменений, при этом около трети ожидают дальнейшего стагнирования заказов и продаж.

Анализ ситуации с трудовыми ресурсами в торговых организациях во второй половине 2015 г. показывает, что большинство руководителей поддержали тенденцию к сокращению персонала. Доля предпринимателей, сообщивших о высвобождении персонала, превышала долю тех, кто набирал работников. Значение баланса оценок изменения показателя составило –7%.

Характер ассортиментной политики в торговых организациях формировался в результате многочисленных конъюнктурных факторов. Самыми важными из них в сегодняшних условиях стали потребительские предпочтения и последствия санкций, которые привели к изъятию из торгового оборота импортной продукции.

В целом в торговых организациях происходило вялотекущее сокращение ассортимента. Балансовое значение данного показателя зафиксировалось на отметке –1%. Тем не менее более 80% респондентов сочли, что уровень номенклатуры товаров в их организациях соответствует «нормальному».