Новый КоАП РФ: ликвидация юридического лица как способ наказания

| статьи | печать

На рассмотрение Госдумы поступил проект новой редакции Кодекса об административных правонарушениях. Группа депутатов, инициировавших его внесение, считает, что с момента принятия действующей редакции Кодекса (30 декабря 2001 г.) в общественной жизни, деятельности государства и экономики произошли изменения, которые повлияли и на правовую систему. В большинстве глав предлагаемой новой редакции КоАП РФ сохранена преемственность по отношению к действующему Кодексу. Однако есть и существенные новеллы, например, значительное расширение видов административного наказания.

Проект новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, получивший номер 957581-6, предлагает ряд значительных изменений. Разработчики проекта отмечают, что с момента принятия действующего Кодекса было принято 350 законов, меняющих его, и теперь в тексте КоАП РФ насчитывается около 2500 поправок. Вследствие этого Кодекс в значительной мере утратил единство правового регулирования, а многие его нормы стали трудными для восприятия. В сложившихся условиях, по мнению авторов проекта, возникла необходимость в разработке и принятии нового кодифицированного акта. Новая версия КоАП РФ кодифицирует не только федеральное законодательство об административных правонарушениях, но и законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях.

Категории правонарушений

Среди принципиальных новелл проекта Кодекса следует отметить новую характеристику административного правонарушения. Таковым является причинение вреда охраняемым законом общественным интересам (общественная вредность). В зависимости от характера и степени такого вреда выделяются грубые, значительные и менее значительные правонарушения. Первые включают в себя деяния, создающие угрозу жизни и здоровью людей, а также национальной безопасности РФ. Также к ним относятся деяния, которые могут привести к радиационной аварии или техногенной катастрофе, возникновению эпидемии, эпизоотии и другим существенным вредным последствиям.

Ко второй категории причисляются правонарушения, причиняющие значительный вред охраняемым общественным отношениям, независимо от наступления вредных последствий. Менее значительными считаются правонарушения, не причиняющие значительного вреда.

В зависимости от категории правонарушения устанавливаются и соответствующие санкции (см. таблицу).

Отметим лишь, что нижняя планка размера штрафа повышена. Действующее законодательство предусматривает минимальное взыскание в размере 100 руб., проект увеличивает его до 500 руб. Кроме того, при расчете штрафа может быть использована его кратность сумме выручки правонарушителя либо стоимости предмета административного правонарушения или вреда, причиненного противоправным деянием субъекта.

Для каждой из названных категорий установлены особенности производства по делам об административных правонарушениях.

Организации-нарушителю может угрожать ликвидация

Значительные изменения претерпел и перечень видов административного наказания. Он расширен за счет включения в него исправительных работ, лишения специального разрешения (лицензии), административного запрета на посещение публичных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, ликвидации юридического лица или прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Последний вид наказания будет применяться в случаях, когда лицо осуществляло деятельность без лицензии либо не являлось членом саморегулируемой организации, если указанные условия были для него обязательными. При этом данная мера может быть применена судом, если менее строгое взыскание не позволит обеспечить достижение цели административного наказания.

Таким образом, в случае принятия проекта суды получат возможность воздействовать на правонарушителей наиболее радикальным способом.

Помимо этого в новой редакции Кодекса предлагается увеличить минимальный срок давности, в течение которого осуществляется привлечение к ответственности до года. При этом минимальный возраст привлечения к административной ответственности будет снижен. Согласно проекту в исключительных случаях административная ответственность будет распространяться на лиц в возрасте от 14 лет.

Исполнение наказания будет обеспечиваться арестом имущества

В проекте усилена принудительная составляющая процедуры исполнения административного наказания, включая расширение перечня мер, направленных на исполнение административного наказания, а также усиление ответственности за уклонение от исполнения административного наказания.

Наряду с традиционным способом принудительного исполнения постановления о назначении административного штрафа предложен упрощенный порядок взыскания административных штрафов на небольшие суммы (до 10 000 руб.) путем удержания их по месту работы.

В целях обеспечения исполнения административного наказания в виде штрафа Кодекс впервые дополнен такой мерой, как обеспечительный арест имущества.

Одновременно Кодексом предусмотрены меры, стимулирующие правомерное поведение и направленные на создание у лица, привлекаемого к ответственности, заинтересованности в сотрудничестве с органами административной юрисдикции, в частности:

  • освобождение от административного наказания с возложением на лицо, которое ранее не привлекалось к административной ответственности, обязанности обеспечить выполнение в установленный срок правил, за невыполнение которых оно привлечено к ответственности;

  • освобождение от административной ответственности за административные правонарушения, совершенные на рынке ценных бумаг, лиц, заключивших с Банком России соглашения, предусматривающие возмещение вреда потерпевшим;

  • освобождение от административной ответственности за административные правонарушения в области конкуренции лица, исполнившего предписание федерального антимонопольного органа о перечислении в доход государства незаконного дохода от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции;

  • уменьшение размера административного штрафа в случае его добровольной уплаты: проект предоставляет «преференцию» лицу, привлеченному к административной ответственности за значительное или менее значительное административное правонарушение, в виде возможности уплатить не полную сумму назначенного штрафа, а ее половину, в случае если такую уплату штрафа он произведет в сокращенный (20-дневный) срок.

Еще одно нововведение — предоставление нарушителям возможности выплаты штрафа в рассрочку в течение длительного времени. Сейчас в соответствии с действующим КоАП РФ решением суда лицу, подвергшемуся взысканию, может быть позволено вносить «штрафные» платежи частями в течение трех месяцев. В проекте закреплено право суда или должностного лица рассрочить выплату до трех лет.

Кроме того, подготовлены новые правила и формулы исчисления штрафов. Например, при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального и минимального размера штрафов, предусмотренных за совершение данного правонарушения. Специальные формулы предусмотрены и для случаев, когда смягчающих или отягчающих обстоятельств не имеется.

Дополнен и сам перечень отягчающих обстоятельств. В отличие от действующей редакции КоАП РФ, в проекте добавлены такие обстоятельства, как принуждение лицом, совершившим правонарушение, к тому же других, а также деяния, продолжительность которых превышает год.

Изменять КоАП РФ можно будет только отдельным законом?

Разработчики проекта предлагают установить правило, согласно которому внесение поправок в КоАП РФ будет возможно только специальными законами. Предложения об изменении Кодекса, согласно положениям проекта, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих, отменяющих, признающих утратившими силу другие законодательные акты РФ или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Таблица

Субъект правонарушения

Менее значительное правонарушение

Значительное правонарушение

Грубое правонарушение

Юридическое лицо

10 000 –1 млн руб.

1–5 млн руб.

5–60 млн руб.

Индивидуальный предприниматель

2500 –25 000 руб.

25 000 –100 000 руб

100 000 –400 000 руб.

Должностное лицо

5000 -50 000 руб

50 000 –200 000 руб.

200 000 –800 000 руб.

Гражданин

500 –5000 руб

5000 –10 000 руб.

10 000 –100 000 руб.