Потребительский настрой падает третий месяц подряд

| статьи | печать

Комментарий Банка России к результатам очередного опроса «инФОМ» продолжил портить настроение производителям потребительских товаров и торговле: третий месяц подряд индекс потребительских настроений россиян снижается.

Оценки населением соотношения динамики доходов и цен в январе 2016 г. оставались негативными, говорится в комментарии Центробанка. Как и месяцем ранее, более 90% респондентов считают, что их доходы за последние 12 месяцев не росли или росли медленнее цен. Схожая ситуация наблюдалась и в ожиданиях на ближайший год: доля тех, кто ожидает, что доходы не будут расти или будут расти медленнее цен, осталась на максимальном уровне за все время наблюдений. Однако эксперты ЦБ отмечают, что оценки как текущего, так и будущего соотношения доходов и цен оставались негативными на всем временном интервале проведения опроса.

Распределение ответов на вопрос об изменении восстановилось после ухудшения в декабре 2015 г. В минувшем январе доля опрошенных, отмечающих ухудшение материального положения за последний год, снизилась на 2 п.п. и составила 48%. Более 30% полагают, что их материальное положение в следующие 12 месяцев продолжит ухудшаться.

Ожидания на год вперед изменения курса рубля к иностранным валютам улучшились по сравнению с декабрем 2015 г. Доля считающих, что курс рубля вырастет, увеличилась по сравнению с прошлым месяцем (до 16%) за счет тех, кто не ожидает его изменения. При этом остается высокой (38%) доля респондентов, ожидающих ослабления рубля. Несмотря на возросший оптимизм относительно курса рубля, снизилась доля опрошенных, предпочитающих хранить свои сбережения в национальной валюте.

По сравнению с январем 2015 г. значительно снизилась доля тех, кто считает, что изменения курса связаны с международной политикой и санкциями, и возросла тех, кто связывает это с колебаниями цены на нефть.

Оценка благоприятности времени для совершения крупных покупок сохраняется стабильно низкой. Доля тех, кто считает текущее время плохим для крупных покупок, превышает долю тех, кто считает его хорошим. Это подтверждается статистическими данными, которые указывают на быстрое снижение оборота розничной торговли непродовольственными товарами, в том числе длительного пользования. При этом структура крупных покупок практически не меняется: наибольшие траты приходятся на ремонт и лечение. С января 2015 г. также значительно ухудшилось отношение населения к покупкам в кредит. В январе 2016 г. 65% опрошенных считают текущее время неподходящим для покупок в кредит (против примерно 40% в среднем в 2014 г.).

В январе 2016 г. опрос показал значительное изменение в структуре потребительских расходов. Так, по сравнению с предыдущими опросами значительно возросла доля тех, кто был вынужден отказаться от покупки техники: мобильного телефона, смартфона, компьютера.

На фоне ухудшения отношения населения к крупным покупкам в январе 2016 г. снизилась доля респондентов, считающих, что лучше на свободные деньги покупать дорогостоящие товары, а не сберегать. Число тех, кто говорит, что им ничего не удалось отложить, за последний месяц продолжило расти и достигло максимального значения за всю историю наблюдений. При этом предпочтения относительно формы осуществления сбережений практически не изменились: наибольшей популярностью пользуется счет в банке, говорится в комментарии Банка России.

Индекс потребительских настроений снизился третий месяц подряд, в январе он потерял еще 2 п. и составил 78 п., повторив минимальное значение марта 2015 г. Для его расчета используются пять базовых вопросов, отражающих оценки и ожидания населения относительно личного благосостояния, экономического развития страны и ситуации на потребительском рынке. Индекс вычисляется как разница между долей положительных и долей отрицательных ответов плюс 100.