Как в мире ослабляют «дружеские» объятия коррупции

| статьи | печать

Интересное совпадение: в дни, когда верстался предыдущий номер газеты со статьей «Заслон коррупции поможет поставить Палата гражданских аудиторов» («ЭЖ», 2016, № 06), президент России подписал сразу два закона антикоррупционной направленности. Это побудило редакцию продолжить начатую в прошлом номере тему и рассказать о зарубежном опыте борьбы с коррупцией при выполнении государственных и муниципальных заказов.

Напомним, что при учреждении в январе 2004 г. при главе государства Совета по борьбе с коррупцией среди четырех главных приоритетов работы Владимир Путин назвал оздоровление государственного и муниципального аппарата и разработку эффективных форм общественного контроля над государственной и муниципальной властью.

За муниципальными главами присмотрят губернаторы

Эти цели преследуют оба новых федеральных закона, подписанных в один день.

Первый из них уточнил ответственность глав муниципальных образований и глав местных администраций перед государством. В прежней редакции п. 2 ч. 1 ст. 74 закона о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) губернатор мог отрешить от должности руководителя муниципалитета за нецелевое расходование только субвенций из федерального или регионального бюджета. Теперь высшее должностное лицо региона получило право отрешать от должности муниципальных глав:

  • за нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и бюджетных кредитов;

  • нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов.

Такое дополнение в муниципальное право прописано Федеральным законом от 15.02.2016 № 17-ФЗ «О внесении изменений в статью 74 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“».

Вторым законом внесены изменения в закон о муниципальной службе (от 02.03.2007 № 25-ФЗ) с целью обеспечения единства ограничений и обязательств при прохождении государственной гражданской и муниципальной службы. Отныне муниципальные служащие могут выкупить подарок, привезенный из служебной командировки или полученный на официальном мероприятии. До этого, в отличие от федеральных и региональных чиновников, презент они обязаны были сдать. Порядок приобретения его в личную собственность описан в действующем законодательстве. Федеральный закон от 15.02.2016 № 21-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона „О муниципальной службе в Российской Федерации“» вступил в силу со дня официальной публикации, 17 февраля.

«С проблемой коррупции в той или иной степени сталкиваются очень многие страны мира»

Такую фразу произнес В. Путин на первом заседании Совета при Президенте РФ по борьбе с коррупцией и добавил, что в мире «действуют целые системы борьбы с этим злом».

Сегодня наиболее успешным в зарубежной практике считается проект «Общественный свидетель», реализуемый в Мексике с 2004 г. Transparencia Mexicana — отделением глобальной организации по борьбе с коррупцией «Трансперенси Интернешнл» (ТИ), утверждают исследователи автономной некоммерческой организации «Информационная культура» (АНО «Инфокультура»). Такой вывод сделан ими на основе анализа соответствующих сведений ОЭСР, ВТО, ООН, Всемирного банка, ТИ, а также информационных ресурсов иностранных правительств и организаций.

Проект «Общественный свидетель» имеет следующие цели:

  • повышение открытости государственных закупок;

  • снижение уровня коррупции в сфере закупок;

  • повышение эффективности расходования государственных средств.

Для достижения поставленных целей Министерство государственного управления Мексики назначает после тщательного отбора представителя гражданского общества — общественного свидетеля. Сейчас в стране насчитывается 30 таких уполномоченных властью и обществом контролеров. Зарплата общественному свидетелю выплачивается государством за количество часов, необходимых для выполнения его работы. Существуют пороговые ограничения для привлечения общественного контроля — цена контрактов от 21,5 млн до 43 млн американских долларов. Сведения об отдельных результатах проекта представлены в таблице.

Примечательна практика Филиппин, где опыт общественного контроля над дорожными контрактами в отдельно взятой провинции перерос практически в общенациональный проект. Так, Организация общественного контроля провинции Абра имеет меморандумы о взаимодействии с Министерством государственного управления и национальным Агентством по развитию. Наконец, Национальная комиссия по аудиту запустила совместный проект с этой организацией с целью проведения партисипативного (общего) аудита по оценке эффективности выполнения 23 дорожных контрактов.

Таким образом, в мире действительно накоплена широкая практика борьбы с коррупцией. Остается только инкорпорировать ее эффективные методы в нашу повседневность, иначе государственному и муниципальному управлению не избежать новых громких дел против мэров и губернаторов.

Перечень отдельных зарубежных проектов по контролю за государственными и муниципальными закупками

Страна

Название

Участники и/или источники финансирования

Дата создания и/или срок действия

Результат

Аргентина

Публичные слушания

Аргентинское отделение Transparency International, муниципалитет г. Морон

Разовая кампания, 2003 г.

Морон обеспечил самое эффективное расходование бюджета на утилизацию отходов в провинции Буэнос-Айрес

Гондурас

Гражданский аудит

Счетная палата Гондураса, Всемирный банк

2007 г. — н/в

Выявлены нарушения на 1,7 млн долл. США, 47 административных правонарушений. Предотвращены три уголовных преступления.

ЕС

Digiwhist

Объем финансирования — 3 млн евро

2016 г.

Проект намечено запустить в 2016 г.

Мексика

Общественный свидетель

Источник финансирования — государство

2004 г. — н/в

В процессе закупок для Федеральной энергетической компании сокращено издержек на 26 млн долл. США. Обеспечено предоставление более полных и понятных ответов на вопросы потенциальных поставщиков.

США

Портал для мониторинга закупок

Американское отделение Transparency International

Нет сведений

Нет информации

Филиппины

Мониторинг качества исполнения дорожных проектов в провинции Абра.

CCAGG — организация общественного контроля провинции Абра.

1987 г. — н/в

11 чиновников отстранены от должности. Главный инженер Минтранса и его помощник навсегда отлучены от госслужбы.

Организация общественного контроля.

Источник финансирования — Траст Asia-Europe Meeting, управляемый Всемирным банком и Агентством США по международному развитию.

2001 г. — н/в

Снижение стоимости проектов в 2003 г. Выявлена в 2007 г. «подгонка» заказа под определенного поставщика.

Мониторинг контрактов по закупке учебников

Организация гражданского общества Government Watch

2003 г. — н/в

Экономия бюджетных средств — 1,4 млн долл. США. Замена исполнителями 62 000 учебников на общую сумму 61 000 долл. США.

ИСТОЧНИК: АНО «Инфокультура»