Несостоятельную компанию, прекратившую свою деятельность, исключить из ЕГРЮЛ нельзя

| статьи | печать

Организация, фактически прекратившая свою деятельность, может быть исключена из реестра юридических лиц только в случае, если в отношении нее не возбуждено дело о банкротстве. Такое правило содержится в правительственном законопроекте, который на днях был внесен на рассмотрение в Госдуму. В целях реализации прошлогоднего постановления Конституционного суда РФ правительство предлагает внести изменения в законодательство о банкротстве, регистрации организаций и Гражданский кодекс.

Правительство РФ разработало и представило на рассмотрение в парламент законопроект № 1001592-6 «О внесении изменения в пункт 1 статьи 64-2 Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Законопроект), которым предлагается скорректировать несколько федеральных законов. В частности, в законе о регистрации юридических лиц разработчики планируют расширить перечень сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, а также основания, при которых фактически прекратившую свою деятельность компанию можно будет из этого реестра исключить. В законодательстве о банкротстве появятся новые обязанности арбитражных судов, а в Гражданском кодексе РФ изменятся основания прекращения недействующего юридического лица.

Данные изменения, однако, не являются инициативой правительства, а необходимы для приведения законодательства в соответствие с позицией Конституционного суда РФ. Несколько дней назад Правительство РФ внесло в Госдуму еще один законопроект в целях реализации постановления КС РФ о допустимости оспаривания разъяснений налогового законодательства, не отвечающих признакам нормативных правовых актов (см. «ЭЖ», 2016, № 06, с. 07).

КС РФ признал несправедливым исключение из реестра компаний-банкротов

В прошлом году Конституционный суд РФ рассмотрел дело о соответствии Конституции РФ нормы п. 2 ст. 21.2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) по жалобе юридического лица — кредитора, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, но утратившего возможность взыскать долг, потому что в ходе рассмотрения дела о банкротстве компания-должник была исключена из ЕГРЮЛ по решению налогового органа как недействующая.

Напомним, что наряду с институтом ликвидации юридического лица закон предусматривает и механизм признания юридического лица недействующим и исключения его из ЕГРЮЛ в административном порядке при наличии совокупности признаков, позволяющих установить, что данное лицо фактически прекратило свою деятельность. Последствия исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ аналогичны правовым последствиям ликвидации. Нормы об исключении недействующих организаций из ЕГРЮЛ были введены в Закон о госрегистрации в 2005 г. с целью актуализации данных ЕГРЮЛ — его очистки от сведений о значительном числе юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность.

Для признания юридического лица прекратившим свою деятельность достаточно наличия двух условий: непредставления организацией бухгалтерской отчетности в налоговые органы и неосуществления операций по расчетному счету организации в банке в течение 12 месяцев, предшествующих дню принятия решения о прекращении компании в административном порядке (постановление КС РФ от 18.05.2015 № 10-П). При наличии данных условий регистрирующий налоговый орган вправе принять решение о прекращении компании (если никто из ее кредиторов в установленный срок не представил свои возражения). Как видно, наличие «банкротного» дела в суде на исключение компании из ЕГРЮЛ не влияет.

По итогам рассмотрения жалобы кредитора судьи КС РФ пришли к выводу, что оспариваемая норма Конституции РФ не соответствует, так как не учитывает еще один важный признак — состоятельность компании. В то время как при внесудебной ликвидации компании, отвечающей признакам несостоятельности и признанной банкротом в судебном порядке, нарушаются права и законные интересы ее кредиторов, которые теряют возможность получить удовлетворение своих требований не только за счет имущества самого должника, но и за счет имущества его руководителей, привлекаемых к субсидиарной ответственности (подробнее см. «ЭЖ», 2015, № 19, с. 05).

На разработку и внесение в Госдуму законопроекта в целях реализации постановления КС РФ у правительства есть шесть месяцев с момента опубликования постановления (п. 1 ст. 80 Федерального конституционного закона от от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Потому правительство, хоть и с небольшим опозданием (законопроект должен был быть внесен в ноябре прошлого года), представило Законопроект с соответствующими изменениями на рассмотрение нижней палаты парламента.

Арбитражные суды будут сообщать о банкротах в налоговую

Законопроект, разработанный на основании данного КС РФ толкования правовых норм, содержит поправки в три закона: Гражданский кодекс РФ, Закон о госрегистрации и Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).

Так, в перечне признаков недействующего юридического лица, которые закреплены в п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, появится ограничение. Признать компанию недействующей (даже при наличии всех необходимых признаков) будет нельзя, если в отношении такого юридического лица имеется принятое арбитражным судом заявление о признании должника банкротом, производство по которому не прекращено. Аналогичное правило предлагается закрепить в п. 2 ст. 21.2 Закона о госрегистрации.

Кроме того, к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, предлагается добавить сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве. Такие сведения будут вноситься в реестр налоговым органом на основании поступившего из арбитражного суда определения о принятии заявления о признании должника банкротом, а также представленных оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ):

  • сведений о наименовании должника — юридического лица и идентифицирующих должника сведений (ОГРН, ИНН);

  • сведений о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления;

  • сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также о дате введения соответствующей процедуры;

  • сведений о прекращении производства по делу о банкротстве;

  • сведений об утвержденном внешнем управляющем или конкурсном управляющем (ФИО такого арбитражного управляющего, его ИНН), а также об изменении таких сведений.

Перечисленные сведения будут поступать от оператора ЕФРСБ в форме электронных документов не позднее трех дней со дня их включения в данный реестр. Порядок передачи сведений должно будет утвердить Правительство РФ. «Зеркальная» обязанность оператора ЕФРСБ передавать сведения в налоговую службу будет закреплена в Законе о банкротстве. У арбитражных судов тоже появится обязанность направлять в налоговый орган определение о принятии заявления о признании должника банкротом в электронной форме.