Госзаказчик сможет использовать проектную документацию многократно

| статьи | печать

Правительство России подготовило поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), направленные на повышение качества разрабатываемой подрядчиками технической документации для возведения и реконструкции объектов капитального строительства.

Правительство внесло в Госдуму законопроект № 1010878-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (далее — проект). Инициатива связана с необходимостью законодательного урегулирования особенностей заключения государственных и муниципальных контрактов на выполнение проектных, изыскательских работ, а также на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.

В настоящее время основные положения о государственных и муниципальных контрактах на выполнение подрядных работ закреплены в параграфе 5 главы 37 ГК РФ. Общие нормы о подрядных строительных и проектно-изыскательных работах также содержатся в ГК РФ. Однако Кодекс под результатом проектно-изыскательских работ понимает разработку по заданию заказчика технической документации и (или) выполнение изыскательских работ. Правительство предлагает конкретизировать понятие результата проектных и изыскательских работ, осуществляемых в рамках государственного контракта. Для этого Закон № 44-ФЗ предлагается дополнить новой статьей. В этой статье определено, что результатом при выполнении проектных и изыскательских работ должна быть проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. При этом необходимо, чтобы проектная документация и результаты инженерных изысканий получили положительное заключение экспертизы. Данная норма, по мнению разработчика проекта, повысит качество подготавливаемой подрядчиками технической документации, необходимой для строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

Кроме того, проектом предлагается определить, что должно являться результатом выполненной работы в рамках контракта, заключенного с целью строительства либо реконструкции объекта капитального строительства. Таким результатом должен стать построенный либо реконструированный объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Также в случаях, предусмотренных ГрК РФ, должно быть получено заключение федерального государственного экологического надзора.

ГК РФ под результатом строительных работ понимает исключительно постройку по заданию заказчика определенного объекта либо выполнение иных строительных работ в соответствии с имеющейся проектной документацией. Отметим, что предлагаемые проектом требования к результату строительных работ должны расширить обязанности подрядчика, однако в настоящее время все перечисленные в проекте требования могут быть установлены заказчиком в конкурсной документации.

Также предлагается зафиксировать в Законе № 44-ФЗ сроки оплаты строительных работ. По мнению правительства, оплата должна осуществляться государственным или муниципальным заказчиком в течение 20 рабочих дней после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Действующим законодательством этот срок никак не ограничен, что приводит к нарушению прав подрядчиков, вынужденных соглашаться на условия с гораздо более продолжительным сроком оплаты выполненных работ.

Помимо этого в интересах подрядчиков предлагается установить сроки направления заказчиком необходимых документов в органы, уполномоченные на выдачу необходимых заключений либо на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Заказчик в течение десяти рабочих дней после подписания акта приемки объекта капитального строительства должен направить все необходимые документы в орган государственного строительного надзора, чтобы получить заключение о соответствии построенного, объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности. Такой же срок предусмотрен и для направления всех необходимых документов в орган государственного экологического надзора.

После получения заключений заказчик в течение десяти рабочих дней должен будет направить документы в орган, уполномоченный выдать разрешение на эксплуатацию построенного объекта.

Еще одним нововведением может стать включение в государственные контракты на выполнение проектных и изыскательских работ обязательного условия о согласии подрядчика передать техническую или проектную документацию третьим лицам, а также на ее многократное использование. Так, в случае принятия поправок подрядчик, заключая контракт, автоматически будет соглашаться на передачу разработанной им проектной документации или результатов инженерных изысканий в полное распоряжение заказчика, который сможет использовать их повторно. Указанные изменения, как указывается в пояснительной записке к проекту, помогут минимизировать расход бюджетных средств при дальнейшем использовании проектной документации. Поправки определенно приведут к ограничению права подрядчика по распоряжению разработанной им проектной и технической документацией.